122 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Четыре причины, почему кондиционер не греет

Четыре причины, почему кондиционер не греет

Обогрев с помощью кондиционера незаменим во время межсезонья, когда на улице уже похолодало, а централизованное отопление еще не подключено. Сразу оговоримся, что функция обогрева или режим «зима» доступны не во всех кондиционерах. Это стоит выяснять во время покупки и учитывать во время монтажа кондиционера. Отвечает за функцию обогрева четырехходовой клапан, который обеспечивает реверсивное движение хладагента (в большинстве случаев фреона).

Клапан кондиционера

Если нужно купить клапан кондиционера в Москве — это к нам!

Сервисный клапан кондиционера

Сервисные клапаны кондиционера служат для присоединения межблочных труб сплит системы. А также, для контроля давления хладагента в контуре при проведении диагностики или заправке (дозаправке) фреоном. Двухходовой клапан используется только для присоединения труб и перекрытия фреоновой магистрали. Трехходовой клапан кроме этого позволяет производить контроль давления и дозаправку системы фреоном.

Схема 3-х ходового вентиля на наружном блоке.

Четырехходовой клапан кондиционера

4-х ходовой реверсивный клапан предназначен для изменения направления движения хладагента в контуре с обратным циклом (тепловой насос). Это нужно для того, чтобы кондиционер мог работать как на охлаждение, так и на обогрев. Внешний вид 4-х-ходового клапана, а также схема работы кондиционера на охлаждение (cooling) и на обогрев (heating) приведена на рисунке.

Замена четырехходового клапана в кондиционере — одна из наиболее сложных и дорогостоящих ремонтных операций. По стоимости она сопоставима с заменой компрессора кондиционера.

Замена 4-х-ходового клапана требует выполнения нескольких паек в труднодоступных местах в непосредственной близости к телу клапана. Перегрев может привести к деформации и заклиниванию внутренней фторопластовой втулки. Поэтому прежде, чем говорить о дефекте обратного клапана, необходимо проверить исправность электрической схемы. Убедитесь, что катушка соленоидного клапана реверсивного вентиля находится под напряжением. Наличие магнитного поля проверяется, например, по характерному щелчку при снятии и установке катушки. А также, следует убедиться в том, что в контуре достаточное количество хладагента и компрессор работает с полной производительностью.

Чаще всего клапан не может изменять направление цикла или не полностью меняет направление потока. Если реверсивный электромагнитный клапан не может изменить направление потока в холодильном контуре, то это может быть вызвано неисправностью обмотки, нарушением герметичности и неполным закрыванием клапана, засорением нагнетательного отверстия или капилляра, утечкой хладагента или неисправностью компрессора.

Неисправность магнитной обмотки

Возможно, провод обмотки заржавел или перегорел, или железный сердечник клапана заржавел или перекосился. Проверьте, правильно ли расположена обмотка клапана, не наклонен и не заржавел ли железный сердечник клапана. Чтобы проверить, исправна обмотка, надо измерить ее сопротивление измерительным прибором, например, ампервольтомметром. Если сопротивление бесконечно велико, то это обрыв провода обмотки. Если обмотка оказалась неправильно размещена, то измените ее положение. Обнаружив ржавчину на сердечнике, удалите ее наждачной бумагой. Если обмотка повреждена ржавчиной или перегорела, то замените провод на такой же. После этого включите питание и проверьте работу клапана. Если электромагнитная сила окажется меньше, чем требуется, добавьте несколько витков обмотки и вновь проверьте ее.

Нарушение герметичности и неполное закрывание клапана

Если между основанием клапана и поршнем не полностью герметичное соединение, то электромагнитный реверсивный клапан не может выполнять свою функцию и пропускает газ. Это может произойти из-за истирания элементов клапана, увеличившего зазор между ними, из-за примесей к смазочному маслу или других посторонних частиц в холодильном контуре, или из-за повреждения основания клапана.

Для восстановления герметичности клапана включайте и выключайте питание его обмотки несколько раз, чтобы клапан непрерывно работал, переключая режимы. В это же время слегка постучите деревянным бруском по клапану. Из-за этого вибрация клапана усилится, и если нарушение герметичности было вызвано попаданием примесей к смазочному маслу или других посторонних частиц, то вибрация может удалить их из клапана, и он начнет работать нормально. Если таким образом устранить неполадку не удалось, клапан придется заменить.

Неплотное закрывание клапана означает, что отверстие клапана, управляющего изменением направления потока хладагента, перекрывается не полностью. При правильной работе клапана кондиционер должен переключаться в другой режим. При этом поверхность капиллярной трубки низкого давления, находящейся справа от реверсивного клапана, должна быть холодной, а поверхность другой капиллярной трубки – горячей. Если оба капилляра горячие на ощупь, значит, правое отверстие клапана не полностью перекрыто и клапан не может изменить направление потока хладагента через систему. Газообразный хладагент под высоким давлением попадает одновременно и в испаритель, и в конденсатор, и это мешает нормальной работе кондиционера.

Для восстановления работы клапана включайте и выключайте питание его обмотки несколько раз, чтобы клапан непрерывно работал, переключая режимы. Возможно, после этого он начнет работать нормально. Если таким образом устранить неполадку не удалось, клапан придется заменить.

Засор нагнетательного отверстия и капилляра

Диаметр нагнетательного отверстия, через которое хладагент выходит из реверсивного клапана, менее 0,3 мм. Даже если перед ним установлен фильтр, отверстие легко может засориться и клапан перестанет работать. Чаще всего это случается из-за низкого качества хладагента или попадания в холодильный контур посторонних примесей.

Для восстановления работы клапана включайте и выключайте питание его катушки несколько раз, чтобы клапан непрерывно работал, переключая режимы. Если клапан был засорен не полностью, то возможно, он будет работать нормально. В противном случае клапан нужно разобрать, прочистить его и проверить его работу, заполнив контур азотом и увеличив давление.

Если таким образом устранить неполадку не удалось, клапан придется заменить. Перед тем, как снять электромагнитный клапан, надо удалить хладагент из системы, затем отвинтить четыре крепежных болта, выньте катушку электромагнита. После этого выньте клапан и короткую трубку. Запомните (отметьте) угол и направление трубки, чтобы правильно установить ее при сборке клапана.

Демонтаж и сварка

При газовой сварке и демонтаже клапана соблюдайте осторожность! Клапан имеет тефлоновое уплотнение, которое легко повредить.

Чтобы установить электромагнитный реверсивный клапан на место, снимите с него сплошную крышку, приварите клапан к трубам холодильного контура кондиционера. Точно выровняйте клапан по горизонтали. Чтобы тефлоновое уплотнение клапана не пострадало при сварке, полностью оберните корпус клапана мокрой тканью или даже поливайте его водой во время сварки. Сварка должна производиться в азотной атмосфере, чтобы кислород не поступал к месту сварки. После этого, приварите электромагнитный клапан к трубам холодильного контура. Если клапан снабжен короткой трубкой, его можно разместить на фланце кондиционера или в том месте, где он находился до ремонта.

Засорение трубки – это блокирование капиллярной трубки, расположенной с любой стороны от управляющего клапана электромагнитного реверсивного клапана. Причиной засорения становятся примеси к хладагенту или маслу, которые попадают в капилляр и перекрывают его.

Чтобы устранить засорение, включайте и выключайте питание катушки электромагнитного клапана несколько раз, чтобы газ под высоким давлением проходил через трубку в разных направлениях, прочищая ее. Если это не помогло, клапан нужно разобрать, прочистить его и проверить его работу, заполнив контур азотом и увеличив давление.

Замена клапана

Мы предлагаем несколько вариантов решения проблемы в работе данного клапана. Во-первых, замена неисправного 4-х ходового клапана на новый. Во-вторых, замена всего гидравлического узла в сборе. В-третьих, удаление клапана с переделкой контура под работу в каком-то одном режиме. При этом, как правило, выбирается работа только на охлаждение.

В первом случае потребуется обязательное использование теплоотводящей пасты и круговой доступ к трубопроводу. Поэтому замена 4-х ходового клапана практически невозможна на смонтированном на стене кондиционере. Для проведения работ придется демонтировать внешний блок на время ремонта.

При замене узла в сборе число паек уменьшается до двух и они выполняются на удалении от клапана. То есть, исключается его перегрев. В обеих случаях после ремонта сохраняется возможность работы кондиционера и на охлаждение, и на обогрев.

Если возможно использование кондиционера только в одном режиме (обогрев или охлаждение), то клапан можно исключить. В результате, кондиционер будет работать либо на холод, либо только на тепло по желанию заказчика. Кондиционер будет работать и без 4-х ходового клапана. Однако, такой ремонт будет значительно дешевле, чем при замене.

Клапан valve check кондиционера

Служит для обеспечения оптимального перепада давления между конденсатором и испарителем при переключении режимов «обогрев» и «охлаждение».

В зависимости от направления движения фреона подключается или отключается дополнительная капиллярная трубка. Схема работы клапана кондиционера valve check приведена на рисунке.

Электронный расширительный клапан

Электронный расширительный клапан предназначен для использования в кондиционерах и холодильных системах, в тепловых насосах. Клапан EEV (Electronic Expansion Valve) поддерживает автоматические настройки расхода хладагента. Он не только оптимизирует работу системы для быстрого охлаждения или нагрева, но и обеспечивает точный контроль температуры и энергосбережение. Клапан изменяет перегрев, поддерживая заданное значение производительности. Пропорциональность изменения расхода хладагента, в зависимости от степени открытия вентиля, гарантирует высокую точность регулирования производительности. Это позволяет экономить электроэнергию. Клапаны обеспечивают двунаправленное управление хладагентом. То есть, они регулируют скорость потока как в режиме нагрева, так и охлаждения.

Терморегулирующий клапан

ТРВ служит для дозирования количества фреона, подаваемого в охладитель и представляет собой дроссель с переменным сечением. Как правило, он устанавливается после фильтра на жидкостной линии.

Терморегулирующий вентиль контролирует поток жидкого холодильного агента, поступающего в испаритель прямого расширения, поддерживая постоянный перегрев паров хладагента на выходе из испарителя. Перегрев — это разница между температурой паров хладагента на выходе из испарителя и температурой кипения. Контролируя перегрев, ТРВ заполняет поверхность испарителя настолько, чтобы не дать частицам жидкости попасть в компрессор. Возможность ТРВ сопоставлять поток хладагента со скоростью испарения в испарителе безусловно делает ТРВ идеальным расширительным устройством для систем кондиционирования воздуха и холодильной техники.

Терморегулирующий клапан уменьшает давление и температуру фреона так, чтобы при попадании его в охладитель, обеспечить его выкипание и эффективную теплопередачу. Специальное отверстие уменьшает давление входящего в ТРВ фреона. Хладагент, поступающий из компрессорно-конденсаторного агрегата, представляет собой жидкость под высоким давлением. Проходя через ТРВ, фреон превращается в жидкую пыль, при этом его основные параметры уменьшаются. Все эти моменты безусловно улучшают процесс выкипания фреона в охладителе.

Дозирование количества фреона, проходящего через компрессорно-конденсаторный блок, происходит следующим образом. Баллон ТРВ находится в контакте с коллектором охладителя. Внутри баллона находится фреон. Когда увеличивается температура фреона в блоке, давление хладогента в ТРВ возрастает и сильфон растягивается. Дно сильфона, через тягу давит на шарик или иглу, который перемещаясь, увеличивает количество фреона, проходящего через терморегулирующий клапан. При этом происходит снижение температуры выходной трубки и испарителя. Давление фреона падает, сильфон сжимается, шарик перекрывает дроссель, вызывая уменьшение объема газа.

Перед выполнением работ по замене клапана кондиционера удаляют весь хладагент из системы. После ремонта вакуумируют контур, монтируют новый фильтр-осушитель и заправляют фреоном.

Режимы охлаждения и обогрева

При включении кондиционера фреон в газообразном виде под низким давлением подается в компрессор, где происходит его сжатие, при этом хладагент нагревается до +70–90 °C, после чего подается в конденсатор. В воздушном теплообменнике наружного блока происходит конденсация хладагента — переход из газообразного состояния в жидкое. Этот процесс сопровождается охлаждением хладагента и выделением тепла, которое при помощи обдува вентилятора отводится в окружающую среду. Проходя через капиллярную трубку, хладагент дросселируется. В теплообменнике испарителя весь процесс происходит уже в обратном порядке, и хладагент из жидкого состояния переходит в газообразное. При этом выделяется холод и поглощается тепло из помещения, в котором установлен внутренний блок кондиционера.

В режиме обогрева процесс происходит в обратном порядке: в наружном блоке поглощается атмосферное тепло, а внутренний блок использует данное тепло для обогрева помещения.

Электрическая схема кондиционера

Схема электрических соединений внешнего блока сплит системы:

Terminal – клеммная колодка для подключения межблочного кабеля для соединения с внутренним блоком.

N – электрическая нейтраль

2 – подача питания на компрессор с платы управления внутреннего блока

3 – подача питания на двигатель вентилятора для работы на 1-ой скорости

4 – подача питания на двигатель вентилятора для работы на 2-ой скорости

5 – подача питания на привод четырёхходового клапана для переключения в режим обогрева

Компрессор

C – common – общий вывод обмоток компрессора

R – running рабочая обмотка компрессора

S – starting фазосдвигающая обмотка двигателя компрессора, стартовая

Internal overload protector – внутренняя защита от перегрузки

Compressor Capacitior – электрический конденсатор, в данном случае рабочий (бывают ещё и пусковые, в настоящее время в кондиционерах не используются)

Fan motor – двигатель, мотор вентилятора

Thermal protector – защита от перегрева, обычно ставится непосредственно на обмотки двигателя и при превышении температуры разрывает цепь.

Fan motor Capacitior – рабочий конденсатор двигателя вентилятора

SV – solenoid valve – электромагнитный клапан, приводящий в действие механизм четырёхходового клапана.

Схема внутреннего блока кондиционера:

Клеммная колодка

На клеммной колодке кроме межблочных соединений находятся и зажимы для подключения питания (питание может подводиться и наоборот – к внешнему блоку)

L, N – электрическая линия и нейтраль однофазного питания

Filter Board – плата фильтра, уменьшает уровень помех в сети питания

Control Board – плата управления – управляет всеми устройствами, получает данные со всех датчиков, выполняет терморегуляцию, выводит информацию для пользователя на дисплей, выполняет самодиагностику.

Main relay – главное реле – силовое реле, подающее напряжение на компрессор.

Display board – модуль индикации, может представлять из себя линейку светодиодов, которые показывают наличие питания, выбранный режим, код ошибки или дисплей, на котором выводится ещё и температура.

Thermistor – термистор, терморезистор, датчик температуры

Room temp. – датчик температуры воздуха в комнате

Pipe temp. – датчик температуры трубки теплообменника, испарителя

Датчики температуры ещё могут находиться в:

    • пульте управления – для поддержания температуры в точке нахождения пульта (например ,режим “I Feel”).
    • на входе, выходе и в средней точки испарителя

Step motor – шаговый двигатель,

Применяется для открывания жалюзийной решётки, шторки, закрывающей вентилятор

За один шаг его вал отклоняется на небольшой угол, таким образом получается очень точно контролировать положение вала.

Drain pump motor – дренажный насос, встроенный только у кассетных кондиционеров

Float switch – поплавковый датчик уровня конденсата, только для кассетных кондиционеров

Не работает внешний блок сплит-системы

Начните с диагностики основных элементов агрегата. Если ваш кондиционер работает на охлаждение, термостат должен быть установлен на соответствующей опции. Обратите внимание, что причина, по которой не включается наружный блок кондиционера, может быть банальной – термостат остановил работу потому, что значение выставленной температуры уже получено. Проверьте, не работает ли в данный момент режим осушения. Желательно, чтобы все настройки были выставлены правильно.

В кондиционере не включается компрессор

Самая распространенная причина данной неисправности – отключение этого элемента в результате перегрева. Проблема может иметь следующие объяснения:

  1. Радиатор внешнего блока запломбирован грязью настолько, что это приводит к защитному размыканию цепи компрессора. Регулярное профилактическое обслуживание агрегата избавит Вас от этой проблемы.
  2. Переизбыток в кондиционере хладагента ведет к перегрузке работы компрессора и нарушению баланса в контурах конденсатора и испарителя. Следует проверить давление и, если оно превышает допустимую норму, откачать лишний хладагент. Просто выпускание в воздух хладагента запрещено директивами.
  3. Вышел из строя вентилятор внешнего блока или заблокирован мусором, ветками и т.д.
  4. Капиллярные трубки забиты грязью, влагой или стружками. Причиной их непрохождения может быть некачественный монтаж. Замену трубок лучше доверить специалистам.
  5. Осушающий фильтр также может быть засорен влагой и грязью. Решение проблемы заключается в замене фильтра осушителя.

Помимо перегрева, причиной дисфункции компрессора может быть низкая температура за окном. В некоторых моделях режим охлаждения в такой ситуации просто не включается. При работе на обогрев кондиционер также имеет свои недостатки: он может не запуститься при температурах ниже чем указано в инструкциях

Причиной выхода из строя компрессора может быть пробой обмотки. Если Вы разбираетесь в работе электротехнических устройств, для Вас не составит труда измерить сопротивление между выводами, предварительно отключив напряжение и добравшись к подводящим проводам.Проведение этой процедуры лучше доверить тем людям, которые занимались установкой данного оборудования.

Не крутится вентилятор наружного блока кондиционера

Прежде всего, проверьте настройки, а также значение выставленной температуры. Возможно, моторчик отключился по причине срабатывания терморегулятора. Проблема может крыться в обмотке двигателя. Ее «прозванивают», определяя параметры сопротивления по специальной схеме. Если с обмоткой все плохо, значит, «накрылся» двигатель, и его пора заменить.

Не крутится вентилятор наружного блока кондиционера, возможно, потому, что произошло срабатывание одноразового предохранителя на обрыв. Как правило, это происходит в зимний период когда лопасти вентилятора заблокированы льдом. Чтобы этого не случилось, перед включением осматривайте наружный блок.. Наиболее точный диагноз и оперативный ремонт/замену могут осуществить сотрудники специализированных магазинов.

Кондиционер не охлаждает и не капает

Не торопитесь делать скоропалительные выводы, ведь агрегату требуется четверть часа на переключение между режимами – это заложено в алгоритме работы прибора,. Возможно, Вы просто забыли включить режим охлаждения после прошедшей весны. Остановка в работе кондиционера при переключении может быть вызвана поломкой четырехходового клапана. Его диагностику и ремонт не следует проводить самостоятельно, доверив этот процесс профессионалам.

Распространенной причиной отказа в работе кондиционера может оказаться нарушение в работе электросети, например:

  • обрыв контактов;
  • неисправная розетка;
  • нарушение базовых параметров сети (напряжение, частота) и т.д.

Как быть, если дренажная система плохо справляется со своими обязанностями, а конденсат не капает из трубки? Одна из причин – недостаточный уклон дренажной трубки. Данная проблема проявит себя сразу же после установки. Как правило, вода переливается через поддон и обнаруживается в совсем нежелательных местах. Другим объяснением отсутствия конденсата может быть низкая влажность в помещении: вода высыхает раньше ее перетекания в трубку. Кроме того, не исключен вариант забивания дренажных путей грязью, личинками насекомых, мелкими камушками, которые любят засовывать в выход дренажной трубки птицы – пора проводить профилактическую чистку оборудования.

  • Кондиционеры
  • <>

Для стандартной комнаты подбор кондиционера происходит согласно нормы 100 Вт на 1 м2.

Рекомендация: если у вас солнечная сторона или большое панорамное окно, расчёт нужно производить индивидуально у менеджера, так как для охлаждения помещения может понадобится больше, чем 100 Вт на 1 м2.

Компрессор – это сердце кондиционера.

Инверторный компрессор – более современный и энергоэффективный, особенно при работе на обогрев.

On/off(обычный) компрессор – классический компрессор, идеально подходит для работы на охлаждение.

Рекомендация: если вам необходимо обогревать и охлаждать помещение, тогда для это подойдёт инверторный кондиционер, а если только охлаждать – достаточно будет on/off(обычного) кондиционера.

Стандартный – это кондиционер, который работает на обогрев до -15 ℃. Основная функция у них – охлаждение, а обогрев является дополнительной.

Тепловой насос воздух-воздух – это кондиционер, который работает на обогрев от -15 ℃ и ниже. Настоящие эксперты с обогрева.

Кондиционер холодит, но не греет

Еще одна проблема, с которой сталкиваются владельцы сплит-систем, – кондиционер не дует теплый воздух. Следует отметить, что использовать данную климатическую технику как самостоятельную систему обогрева нецелесообразно. Стоимость электроэнергии сопоставима с высокими ценами за коммунальное отопление, а возможности бюджетных сплит-систем весьма ограничены. Универсальные кондиционеры должны быть оснащены функцией теплового насоса, которая включении нагнетает нагретый воздух в помещение.

Использовать кондиционер для отопления уместно в межсезонье, когда центральная отопительная система еще не включена или уже отключена. Эффективно работать бюджетные сплит-системы могут при внешней температуре не ниже минус пяти градусов по Цельсию. Конструкция внешнего блока плохо переносит заморозки: испаритель покрывается инеем, обмерзает вентиль и конденсат в дренажном поддоне. Замерзание конденсата приводит к образованию слоя льда в наружном блоке. Нижняя часть компрессора находится во льду и производит шум, похожий на шум работы перфоратора.

Ответить на вопрос почему сплит система не греет, можно, проверив фреоновую магистраль. Недостаточное количество хладагента резко снижает эффективность работы агрегата как в режиме обогрева, так и в режиме охлаждения. Распространенной причиной утечки фреона является некорректно проведенный монтаж магистрали или механические повреждения в ходе эксплуатации. О недостатке хладагента в контуре можно судить после тщательного измерения всех параметров. Вообще, проводить проверку и дозаправку (при необходимости) нужно каждые 1,5-2 года.

Еще одной причиной выхода кондиционера из строя в зимний период является неприспособленность многих моделей к условиям суровой зимы. Перед покупкой данной климатической техники обязательно проконсультируйтесь с продавцом о «зимних» возможностях выбранной модели.

Внутренний блок кондиционера

Внутренний блок состоит из следующих узлов:

  1. Передняя панель – представляет собой пластиковую решетку, через которую внутрь блока поступает воздух. Панель легко снимается для обслуживания кондиционера (чистки фильтров и т.п.)
  2. Фильтр грубой очистки – представляет собой пластиковую сетку и предназначен для задержки крупной пыли, шерсти животных и т.п. Для нормальной работы кондиционера фильтр необходимо чистить не реже двух раз в месяц.
  3. Испаритель – радиатор, в котором происходит нагрев холодного фреона и его испарение. Продуваемый через радиатор воздух, соответственно, охлаждается.
  4. Горизонтальные жалюзи – регулируют направление воздушного потока по вертикали. Эти жалюзи имеют электропривод и их положение может регулироваться с пульта дистанционного управления. Кроме этого, жалюзи могут автоматически совершать колебательные движения для равномерного распределения воздушного потока по помещению.
  5. Индикаторная панель – на передней панели кондиционера установлены индикаторы (светодиоды), показывающие режим работы кондиционера и сигнализирующие о возможных неисправностях.
  6. Фильтр тонкой очистки – бывает различных типов: угольный (удаляет неприятные запахи), электростатический (задерживает мелкую пыль) и т.п. Наличие или отсутствие фильтров тонкой очистки никакого влияния на работу кондиционера не оказывает.
  7. Вентилятор – имеет 3 – 4 скорости вращения.
  8. Вертикальные жалюзи – служат для регулировки направления воздушного потока по горизонтали. В бытовых кондиционерах положение этих жалюзей можно регулировать только вручную. Возможность регулировки с пульта ДУ есть только в некоторых моделях элитных кондиционеров.
  9. Поддон для конденсата (на рисунке не показан) – расположен под испарителем и служит для сбора конденсата (воды, образующейся на поверхности холодного испарителя). Из поддона вода выводится наружу через дренажный шланг.
  10. Плата управления (на рисунке не показана) – обычно располагается с правой стороны внутреннего блока. На этой плате размещен блок электроники с центральным микропроцессором.
  11. Штуцерные соединения (на рисунке не показаны) – расположены в нижней задней части внутреннего блока. К ним подключаются медные трубы, соединяющие наружный и внутренний блоки.

2. Какую минимальную температуру может обеспечить кондиционер?

В большинстве кондиционеров она ограничена разумным пределом в +17-18 градусов. Но если вы – убежденный морж и даже это для вас жарко, купите оконный кондиционер. В нем регулируется не температура, а интенсивность охлаждения, а потому появляется возможность сделать воздух еще холоднее.

3. Насколько громоздки кондиционеры? Каковы их размеры?

Вообще уменьшение внутренних блоков настенных кондиционеров ведет к уменьшению эффективности. Уменьшается расход воздуха, пропускаемого через теплообменник, уменьшается эффект от фильтров. То же самое и с внешним блоком. Обратите внимание, какие кондиционеры, какого огроменного размера, используются в жарких странах (в Азии) – без пафоса – для максимального эффекта, по 2,5 метра в ширину. Но в Европе, обычно, кондиционеры более скромных размеров. Некоторые производители предлагают кондиционеры со сверхтонким дизайном, который позволяет сэкономить внутреннее пространство, сохраняя целостность помещения. Подробнее смотрите в разделе о современных технологиях.

4. Основные понятия о кондиционере

Принцип кондиционирования воздуха заключается в следующем: тепло забирается в одном месте и переносится в другое.

Система кондиционирования включает внутренний блок, наружный блок и соединительный трубопровод. По трубопроводу перемещается хладагент – от одного блока к другому. Хладагент забирает энергию от одного блока и переносит к другому.

  1. Внутренний блок
    Горячим воздухом помещения вентилятор обдувает испаритель, по которому проходит кипящий хладагент. Хладагент забирает тепло из воздуха, и охлажденный воздух подается обратно в помещение.
  2. Медный трубопровод
    По трубопроводу хладагент циркулирует от одного блока к другому.
  3. Наружный блок
    В компрессор поступает газообразный хладагент. Под воздействием высокого давления его температура повышается. В конденсаторе хладагент переходит в жидкое состояние и отдает тепло наружу.
  4. Хладагент
    Он переносит тепло от внутреннего блока к наружному и после охлаждения в кипящем состоянии возвращается во внутренний блок.
  5. Внутренний блок
    Возвращаясь во внутренний блок, кипящий хладагент может забирать тепло из воздуха в помещении.

5. Цикл хладагента в кондиционере

Кондиционер – холодильная машина, предназначенная для тепловлажностной обработки воздушного потока. Обработка воздуха предполагает придание ему определенных кондиций, таких, как температура и влажность, а также направление движения и подвижность (скорость движения). Охлаждение в кондиционерах производится за счет поглощения тепла при кипении специальной жидкости. В кондиционере хладагент кипит в теплообменнике, называемом испарителем. При этом кипящий в трубах испарителя хладагент активно поглощает тепло от воздушного потока, омывающего наружную, как правило, оребрённую поверхность трубок. Компрессионный цикл охлаждения состоит из четырех основных этапов:

  1. Компрессор, сердце кондиционера,
    поддерживает движение хладагента по системе. На вход компрессора из испарителя поступает холодный парообразный хладагент низкого давления. В процессе сжатия повышаются его давление и температура.
  2. Далее горячий пар поступает в конденсатор, где начинается его переход из состояния горячего пара высокого давления в состояние жидкости высокого давления – процесс конденсации. Тепло, отводимое от хладагента, сбрасывается в окружающую среду.
  3. Жидкий хладагент высокого давления проходит через регулятор потока, который снижает давление, температуру и регулирует подачу хладагента в испаритель.
  4. Хладагент низкого давления попадает в испаритель, где он начинает кипеть и забирать тепло от воздуха внутри помещения, и переходит в газообразное состояние. Газообразный хладагент низкого давления возвращается в компрессор и весь цикл начинается заново.

6. Слышал, что кондиционер выделяет влагу? Куда ее девать?

Действительно, если кондиционер работает в режимах осушения и охлаждения, на теплообменнике внутреннего блока происходит конденсация воды, которую необходимо вывести из помещения. Обычно влагу выводят на улицу, через специальные дренажные шланги. Они должны иметь некоторый уклон, для того, чтобы вода шла самотеком. Иначе придется использовать дренажный насос, а это дополнительные затраты. Но если вы живете в многоквартирном доме, ваши соседи наверняка будут недовольны тем, что конденсат будет капать им на голову. Во избежание различных эксцессов, обитателям таких домов рекомендуется выводить конденсат в канализацию.

7. Какая разница температуры между заданной на пульте кондиционера и установившейся в помещении считается допустимой при работе кондиционера на охлаждение?

Разница с заданной температурой может составлять от 0,5 до 2 градусов, что заложено в алгоритме работы кондиционера. Данная разница обусловлена многими факторами: типом кондиционера (инверторный/неинверторный/наружный/ внутренний), заданной температурой; режимом работы, а также от установленной скорости работы вентилятора.

8. Можно ли греться зимой с помощью кондиционера?

При работе в условиях отрицательной наружной температуры эффективность использования кондиционеров, оснащенных тепловым насосом, существенно снижается по мере понижения температуры воздуха. То есть использовать кондиционер в качестве основного источника тепла в зимнее время года не рекомендуется. Кроме того, системы кондиционирования производятся в основном в странах с мягким зимним климатом и вопросы адаптации кондиционеров для работы в условиях суровой зимы могут быть решены путем использования разнообразных дополнительных узлов, не входящих в базовую комплектацию. Спросите у специалистов, которые будут заниматься обслуживанием Вашего кондиционера – гарантируют ли они устойчивую работу оборудования в зимних условиях. Но в любом случае, кондиционер, оснащенный тепловым насосом, является оптимальным решением для поддержания комфортной температуры в Вашем доме в течение переходного времени года, когда, например, не работают централизованные системы отопления.

9. Сколько электроэнергии потребляет кондиционер?

Примерно 1/3 от выдаваемой мощности. У самых современных инверторных кондиционеров коэффициент охлаждения может достигать 4. Инверторная схема в кондиционерах обеспечивает чрезвычайно экономичный расход электроэнергии. Повышенная производительность теплообменника и компрессора, точное микропроцессорное управление и другие инновационные функции обеспечивают оптимальную энергоемкость оборудования. Поэтому при более высокой скорости и гибкости работы такой кондиционер расходует меньше электроэнергии, чем традиционные модели. Низкое потребление энергии означает, что устройство работает в экологически безопасном режиме.

10. Ниже какой температуры на улице/в помещении не стоит эксплуатировать кондиционер?

Во избежание преждевременного выхода кондиционера из строя не стоит эксплуатировать его на обогрев при температурах ниже -7 градусов Цельсия, а на охлаждение не ниже +10 градусов Цельсия.

11. Каков уровень шума работающего кондиционера?

26 дБ. Более того, в некоторых моделях кондиционеров с помощью функции можно понизить рабочий шум еще на 3 дБ.

12. Можно ли включать кондиционер в режим обогрева при наружной температуре -15°С?

Обычно кондиционеры включают при наружной температуре до -5°С. Однако существуют инверторные модели, которые могут работать при внешней температуре -15°С, хотя эффективность обогрева при этом будет практически нулевой. Если установить зимний комплект, то кондиционер будет включаться и при -25°С, но тепла не давать. Помните, что режим обогрева кондиционера ориентирован на осеннее-весенний период и не актуален для зимы. Поэтому при низких температурах наружного воздуха для обогрева помещения лучше всего использовать отопительные приборы (радиаторы, электрические обогреватели, теплые полы и т.д.)

13. У меня дома стоит кондиционер. Приятельница сказала, что если из него выльется фреон я рискую на всю жизнь остаться инвалидом. Неужели это так?

– Ради Бога успокойтесь. Ваша подруга – паникерша. При следующей встрече расскажите ей, что фреон содержится в популярном лекарстве – каметон, который она “отважно” забрызгивает себе в горло при ангине. А в недалеком прошлом он был во всех аэрозолях, например, лаках для волос. Ну а если взять дедушкин холодильник ЗИЛ… По сравнению с домашним кондиционером он просто водородная бомба!.

14. Когда проходишь рядом со зданием утыканным кондиционерами, сверху что-то капает. Что это за жидкость и не опасна ли она для здоровья прохожих?

Поводов для беспокойства нет – это самая обыкновенная дистиллированная вода, которую кондиционер извлекает из воздуха. По своему составу она близка к дождевой и абсолютно безвредна. Однако выводить дренаж на голову прохожим, по крайней мере, невежливо – серьезная монтажная фирма такого не сделает.

15. Почему зимой при включении кондиционера в режиме обогрева он начинает давать теплый воздух только через несколько минут? Иногда эта пауза длится довольно таки долго и создается ощущение, что кондиционер слегка холодит. Может быть он неисправен?

Все в порядке. Более того, можете порадоваться, что Вам досталась современная модель с режимом Hot Start. Такой кондиционер, прежде чем начать работу при минусовых температурах, прогревает внешний блок, для того, чтобы тот не обледенел. Для этого он действительно включается в режиме охлаждения, только вентиляторы в этот момент выключены, а потому почувствовать холод можно только поднеся руку вплотную к внешнему блоку.

16. До какой минимальной температуры можно охладить воздух с помощью сплит-системы?

В большинстве кондиционеров она ограничена разумным пределом в +17-18 градусов Цельсия. Но если Вы убежденный “морж” и даже это для вас жарко, купите оконный кондиционер. В нем регулируется не температура, а интенсивность охлаждения, а потому появляется возможность сделать воздух еще холоднее.

17. Скажите, какие фильтры устанавливаются в кондиционерах и от чего они защищают?

Существуют следующие виды фильтров: воздушный электростатический и угольный (дезодорирующий). Воздушный – мелкая металлическая сетка, защищающая наши легкие и теплообменник от пыли и механических примесей. Этот фильтр не требует замены – его достаточно помыть в теплой воде или пропылесосить. Благодаря электростатическому заряду он удерживает мелкие заряженные частицы, пыльцу, микроорганизмы. И, наконец, угольный (карбоновый) фильтр устраняет табачный дым, запахи и наиболее мелкие частицы пыли величиной до 0,0001 мм.

18. Недавно я с удивлением услышал, что сплит-системы и оконные кондиционеры не берут свежий воздух с улицы. Скажите, есть ли кондиционеры, которые могут не только охлаждать, но и вентилировать помещение?

Да есть. Но не стоит забывать, что вентиляция может осуществляться различными способами. Можно организовать не только приток, но и вытяжку воздуха. Именно так и поступает оконный кондиционер, удаляющий на улицу до 10 процентов пропускаемого воздуха. Если кондиционируемое помещение не оснащено стеклопакетами свежий воздух начнет подсасываться через неплотности в окнах и дверях. Более сложный случай – использование сплит-систем кассетного и канального типа, допускающих подключение выходящего на улицу воздуховода. Для создания в нем достаточного напора свежего воздуха обычно используют дополнительный вентилятор, перед которым ставят фильтр и воздухозаборную решетку. Единственный минус такого решения в том, что для его реализации необходимо наличие подвесного потолка. И, наконец, подачу свежего воздуха предусматривают кондиционеры используемые в крупных зданиях: центральные системы кондиционирования, VRF-системы, руфтопы.

4-х трубный реверсивный клапан

четырех-ходовой клапан служит для реверсирования циркуляции хладагента (изменения направления движения хладагента в охлаждающем контуре), что позволяет переключить работу холодильной установки из режима “охлаждение” (летний цикл) в режим “обогрев” (зимний цикл) и обратно. Кроме того, четырех-ходовые клапаны используются при организации цикла оттайки для перепуска горячего газа в обледеневший испаритель.

Во время работы системы в режиме “охлаждение” газ с высокой температурой и давлением поступает во внешний теплообменник через 4-ходовой клапан, а во время работы в режиме “нагрев” клапан направляет газ с высокой температурой и давлением во внутренний теплообменник.

4-ходовой реверсивный клапан применяется для систем тепловых насосов, реверсивных систем кондиционирования воздуха (чиллеры, промышленные системы кондиционирования, комнатные системы кондиционирования), водоохлаждающих установках и т. д.

Конструкция и принцип работы 4-ходового реверсивного клапана :

Основными компонентами клапана являются:
собственно корпус клапана, включая ползунок;
пилотный клапан;
соленоидная катушка.

Непосредственно изменение направления движения потока хладагента осуществляет соленоидный пилотный клапан, управляющий перемещением ползунка с помощью создания минимальной разности давления. Ползунок клапана специально разработан для быстрой смены направления потока хладагента. 4-ходовой реверсивный клапан соединен с линиями нагнетания и всасывания компрессора.

ВНУТРЕННИЙ БЛОК КОНДИЦИОНЕРА

Внутренний блок состоит из следующих основных узлов:

  1. Передняя панель – это пластиковая решетка, через которую внутрь блока поступает воздух. Панель легко снимается для обслуживания кондиционера (чистки фильтров и т.п.)
  2. Фильтр грубой очистки, представляющий пластиковую сетку. Он предназначен для задержки крупной пыли, шерсти животных тополиново пуха и т.п. Для нормальной работы кондиционера фильтр необходимо чистить не реже двух раз в месяц.
  3. Система фильтров состоит из различных фильтров тонкой очистки среди которых обычно бывают: угольный (удаляет неприятные запахи), электростатический (задерживает мелкую пыль), антибактериальные и т.п.
  4. Вентилятор, предназначеный для циркуляции очищенного и охлаженного либо подогретого воздуха в помещении.
  5. Испаритель – это радиатор (теплообменник), в котором происходит нагрев холодного хладагента и его испарение. Продуваемый через радиатор воздух, соответственно, охлаждается.
  6. Горизонтальные жалюзи, предназначены для регулируровки направление воздушного потока по вертикали. Эти жалюзи имеют электропривод и их положение может регулироваться с пульта дистанционного управления. Кроме этого, жалюзи могут автоматически совершать колебательные движения для равномерного распределения воздушного потока по помещению.
  7. Индикаторная панель состоит из индикаторов (светодиодов), показывающих, в каком режиме работы кондиционера и сигнализирующие о возможных неисправностях.
  8. Вертикальные жалюзи, которые регулируют направление воздушного потока по горизонтали.
  9. Плата управления (на рисунке не показана), на которой размещен блок электроники с центральным микропроцессором.
  10. Штуцерные соединения (на рисунке не показаны), расположены в нижней задней части внутреннего блока. К ним подключаются медные трубы, соединяющие наружный и внутренний блоки.

Следует отметить, что кондиционер не производит холод (или тепло), а переносит его из помещения на улицу. В зависимости от выбранного режима, кондиционер либо переносит тепло из помещения на улицу, либо с улицы в помещение (обогрев).

Чтобы охладить воздух в комнате, необходимо отвести тепло, полученное в результате охлаждения. Тепло – это энергия. А энергия, как известно, не может исчезнуть бесследно. Именно по этому кондиционер состоит из двух блоков: внутреннего и наружного. Существуют также одноблочные системы охлаждения, которые отводят тепло по выведенному наружу воздухопроводу.

Переносчиком тепловой энергии в кондиционере (как и в холодильнике) является специальный хладагент. Чаще всего им является фреон.

Внутренний блок кондиционера состоит из следующих узлов:

  • Передняя панель — представляет собой пластиковую решетку, через которую внутрь блока поступает воздух. Панель легко снимается для обслуживания кондиционера (чистки фильтров и т.п.)
  • Фильтр грубой очистки — представляет собой пластиковую электростатическую сетку и предназначен для задержки крупной пыли, шерсти животных и т.п. Для нормальной работы кондиционера фильтр необходимо чистить не реже двух раз в месяц.
  • Испаритель — радиатор, в котором происходит нагрев холодного фреона и его испарение. Продуваемый через радиатор воздух, соответственно, охлаждается.
  • Горизонтальные жалюзи — регулируют направление воздушного потока по вертикали. Эти жалюзи имеют электропривод и их положение может регулироваться с пульта дистанционного управления. Кроме этого, жалюзи могут автоматически совершать колебательные движения для равномерного распределения воздушного потока по помещению.
  • Индикаторная панель (дисплей) — на передней панели кондиционера установлены индикаторы (светодиоды), показывающие режим работы кондиционера и сигнализирующие о возможных неисправностях.
  • Фильтр тонкой очистки — бывает различных типов: угольный (удаляет неприятные запахи), электростатический (задерживает мелкую пыль) и т.п. Наличие или отсутствие фильтров тонкой очистки никакого влияния на работу кондиционера не оказывает.
  • Вентилятор — электродвигатель с турбиной, обеспечивает обдув испарителя и имеет несколько скоростей вращения.
  • Вертикальные жалюзи — служат для регулировки направления воздушного потока по горизонтали. В бытовых кондиционерах положение этих жалюзи можно регулировать только вручную. Возможность регулировки с пульта ДУ есть только в некоторых моделях элитных кондиционеров.
  • Поддон для конденсата — расположен под испарителем и служит для сбора конденсата (воды, образующейся на поверхности холодного испарителя). Из поддона вода выводится наружу через дренажный шланг.
  • Плата управления — обычно располагается с правой стороны внутреннего блока. На этой плате размещен блок электроники с центральным микропроцессором.
  • Штуцерные соединения — расположены в нижней задней части внутреннего блока. К ним подключаются медные трубы, соединяющие наружный и внутренний блоки.

Наружный блок кондиционера состоит из следующих узлов:

  • Компрессор — сжимает фреон и поддерживает его движение по холодильному контуру. Подробнее о компрессорах к кондиционерам можно ознакомиться в разделе Компрессоры.
  • Четырехходовой клапан — устанавливается в реверсивных (тепло – холод) кондиционерах. В режиме обогрева этот клапан изменяет направление движения фреона. При этом внутренний и наружный блок как бы меняются местами: внутренний блок работает на обогрев, а наружный — на охлаждение.
  • Плата управления — как правило, устанавливается только на инверторных, мульти-сплит-системах и кондиционерах кассетного или канального типа. В обычных сплит-системах всю электронику размещают только во внутреннем блоке.
  • Вентилятор — создает поток воздуха, обдувающего конденсатор. В слбомощных моделях имеет только одну скорость вращения. Такой кондиционер может стабильно работать в небольшом диапазоне температур наружного воздуха. В моделях более высокого класса и мощности, рассчитанных на широкий температурный диапазон, а также во всех полупромышленных кондиционерах, вентилятор имеет 2 – 3 фиксированных скорости вращения или же плавную регулировку.
  • Конденсатор — радиатор, в котором происходит охлаждение и конденсация фреона. Продуваемый через конденсатор воздух, соответственно, нагревается.
  • Фильтр фреоновой системы — устанавливается перед входом компрессора и защищает его от медной крошки и других мелких частиц, которые могут попасть в систему при монтаже кондиционера. Разумеется, если монтаж выполнен с нарушением технологии и в систему попало большое количество мусора, то фильтр не поможет.
  • Штуцерные соединения — к ним подключаются медные трубы, соединяющие наружный и внутренний блоки.
  • Защитная быстросъемная крышка — закрывает штуцерные соединения и клеммный разъем, используемый для подключения электрических кабелей. В некоторых моделях защитная крышка закрывает только клеммный разъем, а штуцерные соединения остаются снаружи.

Итак, главные правила пользования

  • Первое – изначально правильно выбрать под свои запросы.
  • Второе – эксплуатировать в строгом соответствии с инструкцией.

Если она утеряна, не руководствуйтесь общепринятыми рекомендациями или советами знакомых. Инструкция по эксплуатации у различных серий может существенно отличаться, для уточнения просто найдите свою модель кондиционера здесь и уточните технические характеристики и требования.

Чтобы не возникало перегрузки (и лишних киловатт на счетчике), избегайте включения на полную мощность. Закрывайте окна и двери, занавесьте окна шторами или ролетами. Если сломался какой-либо из блоков, обращайтесь в сервисный центр, не пытайтесь ремонтировать самостоятельно. Это слишком технологичное устройство для рядового домашнего умельца, и вместо решения проблемы легко навредить.

Если кондиционер плохо работает – не включается вообще либо не достигает нужной температуры, проверьте состояние фильтров, исправность пульта ДУ, оцените наличие механических повреждений. Имейте в виду, что экономить на монтаже себе дороже. Некачественная установка – причина множества серьезных проблем (например, утечки хладагента).

Статья в тему:  Как разобрать пылесос karcher ds 5500
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: