13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто придумал кондиционер? История кондиционера

Древние цивилизации справлялись с жарой по-разному. Так или иначе, люди задумались о создании благоприятного микроклимата задолго до изобретения первого кондиционера.

Одни народы конструировали специальные шахты, в которых размещали сосуды с водой. При испарении они охлаждались и пары попадали в жилые помещения, обеспечивая прохладу. Другие народы использовали систему орошения своих жилищ холодной водой, чтобы снизить температуру дверей и стен.

Майкл Фарадей

В 19-м веке английский физик-экспериментатор Майкл Фарадей выдвинул идею о том, что сжатие определенных газов способно охлаждать воздух. В те времена его открытие было почти незамеченным, и представляло небольшую научную ценность. Особенно на фоне других его достижений.

Майкл Фарадей открыл электромагнитную индукцию и изобрел первый электродвигатель, а также совершил ряд других поворотных открытий в области физики и химии. Тем не менее, в 20-м веке нашелся не менее талантливый изобретатель, который смог превратить идею охлаждения воздуха в коммерческий проект.

Статья в тему:  Что лучше мобильный кондиционер или вентилятор

Появление первых прототипов в США

Официально термин «кондиционер» озвучили в 1815 году. Придумал его француз Жанн Шабаннес. Правда, все его наработки были одной сплошной теорией. Реализацию этих идей на практике ждали почти целое столетие. Знаменательное событие случилось в 1902 году. Именно тогда Уиллис Кэрриер – инженер из США – создал первый холодильный агрегат промышленного типа (чиллер). Примечательно, что он был разработан для типографии, чтобы снизить уровень влаги, из-за которой сильно ухудшалось качество печати. О создании оптимального для сотрудников микроклимата тогда речи и не шло.

Этот агрегат мог охлаждать воздух до конкретного значения и осушать его до 55%. В 1915 году Уиллис со своими коллегами создали фирму Carrier, которая сегодня является одним из ведущих игроков на мировом рынке климатической техники.

В 1929 году появилась первая комнатная модель от General Motors. Именно она считается прародителем современных сплит-систем. Компрессор и конденсатор устанавливались снаружи, поскольку для охлаждения воздуха тогда применялся вредный аммиак. Но уже в 1931 году удалось синтезировать безопасный фреон, и все узлы климатической техники были собраны в едином корпусе. Так появилась оконная модель, улучшенные версии которой существуют и сейчас.

История кондиционера

История систем кондиционирования воздуха, на самом деле, насчитывает несколько тысячелетий. Сначала это были обычные опахала и веера, затем намного позже вентиляторы на паровых двигателях, еще чуть позже была изобретена система естественной вентиляции, и уж совсем недавно появился электрический кондиционер, историю которого мы сейчас и расскажем.

Статья в тему:  Как поменять радиатор печки на калине с кондиционером

Открытие хладагента

Вообще принцип работы кондиционера впервые был открыт великим и неповторимым Майклом Фарадеем. В своих исследованиях ученый часто использовал аммиак, который задолго после его широко применялся в холодильных установках. Так вот именно известный английский физик и экспериментатор обнаружил, что при переходе аммиака из жидкого состояния в газообразное (процесс испарения при нагревании) он достаточно активно поглощает тепло. При обратном же превращении (из газа в жидкость) – наоборот выделяет.

Открытое Фарадеем явление в 1851 году использовал американский практикующий врач и по совместительству изобретатель – Джон Горри. Занимаясь врачебной практикой в жаркой Флориде, он так переживал за комфортное состояние своих пациентов, что решил построить машину для производства льда. Изобретатель даже получил патент на свое ноу-хау, но использовать его в коммерческих целях и тем самым создать первый в мире кондиционер ему так и не удалось.

Первые охлаждающие воздух машины

Лишь спустя два десятилетия в 1902 году другой американский изобретатель Уиллис Карриер создал первую в мире, охлаждающую воздух машину, которую можно в принципе считать первым в мире промышленным кондиционером. Правда изначально машина была призвана вовсе не охлаждать воздух, а снижать его влажность в помещении типографии в городе Бруклин. Но, как оказалось в последствие, она не только создавала комфортные условия для печатных изданий, но и стала настоящим спасением для рабочих типографии.

Статья в тему:  Сколько стоит чистка кондиционера в саратове

Кондиционер Карриера имел такой ошеломляющий успех, что спустя всего лишь год его стали устанавливать в театрах и супермаркетах. В 1928 году машину для охлаждения воздуха установили в здании американского Конгресса, а еще через год – в здании Сената.

Первый бытовой кондиционер

Первый бытовой кондиционер, так называемая «сплит-система», который частично располагался внутри помещения и частично снаружи, был создан компанией General Electric в 1929 году. Такая конструкция, которая очень популярна и сейчас, на самом деле не была данью моды. Дело в том, что в первом бытовом кондиционере в качестве хладагента использовался все тот же аммиак, уникальные свойства которого были открыты Фарадеем. Но поскольку это вещество в газообразном состоянии очень опасно для здоровья человека, то инженеры General Electric решили вынести испаритель и конденсатор на улицу. Так и получилось два блока – прототип современной сплит-системы.

Первый бытовой моноблочный или оконный кондиционер появился лишь спустя пару лет в 1931 году. В нем в качестве хладагента использовался более безопасный фреон, поэтому разделять прибор на два блока не было смысла. Именно оконный кондиционер завоевал у потребителей ошеломляющую популярность. Он был прост в установке и обслуживании, надежен в работе и неприхотлив к условиям окружающей среды.

Первый греющий кондиционер в конце 1950-х годов выпустила японская компания Daikin. Прибор имел тепловой насос и мог не только охлаждать, но и нагревать воздух. Массовый же выпуск позабытых на некоторое время сплит-систем начался лишь в 1961 году, когда японская компания Toshiba создала первый современный кондиционер с двумя отдельными блоками. Благодаря этой разработке пользователи избавились от шума, который издавали оконные кондиционеры.

Статья в тему:  Кондиционер не охлаждает работает как вентилятор

Первый мультиблочный кондиционер (мульти-сплит система) с одним внешним и несколькими внутренними блоками появился в 1968 году. Первые бытовые кондиционеры на просторах бывшего Союза стали производить в 1975 году в городе Баку. Они собирались по лицензии японской фирмы Hitachi. Это были однотипные моноблочные агрегаты, отличавшиеся лишь размерами и мощностью.

Изобретение фреона

Использование токсичных веществ в холодильных установках не однократно приводило к смертельным отравлениям.

В 1928 году Томасу Миджли, сотруднику американской компании «Дженерал Моторс» удалось получить химическое соединение, позднее названное фреоном.

Хлорфторуглеродная комбинация отличалась инертностью, негорючестью и безопасностью для здоровья человека. Появился термин «хладагент». Фирма DuPon предложила обозначение R (Refrigerant). Числа и буквы в названии определяют молекулярную формулу соединения. Первый хладагент получил обозначение фреон 12 или R12.

Корпорация Carrier в короткий срок изменила конструкцию своей продукции. Ее кондиционеры стали моноблочными, появилась оконная модель. Использование в качестве холодильного агента безопасного фреона не требовало разделения блоков. Оконные модели до сих пор актуальны в Африканских странах и в Индии. Они отличаются доступной ценой, просты в монтаже и обслуживании.

Включать ли кондиционер воздуха в автомобиле

В горячие летние дни кондиционер в автомобиле помогает выдержать долгий и утомительный путь. Случается, что иногда водители жалуются, что включив систему охлаждения салона, автомобиль потребляет значительно больше топлива. Но не забывайте, что в некоторых случаях, кондиционирование воздуха может быть намного более экономичным , чем вождение автомобиля с открытым окном. Всё зависит от скорости автомобиля.

Статья в тему:  Как закачать фреон в кондиционер

Если вы едете по городским улицам, где часто нужно понижать скорость, останавливаться на светофорах или стоять в пробках, то более экономичной будет езда с открытыми окнами. Однако, если вы едете за городом со скоростью более 70 км / ч , то лучше всего дать автомобильному кондиционеру поработать.

На скорости около 90 км / ч при открытых окнах , расход топлива может подняться до 20%! В очень жаркие летние дни из соображений комфорта и безопасности включить кондиционер в машине рекомендуется даже если вы едете со скоростью меньшей, чем 70 км / час.

Средняя рекомендуемая температура в салоне автомобиля от 20 до 22°С. В очень жаркие дни не рекомендуется охлаждать воздух в автомобиле более чем на 5-8 градусов по сравнению с температурой на улице. Большая разница в температуре может привести к снижению иммунитета организма, в результате чего можно быстро простудиться.

Если в вашем автомобиле нет кондиционера, а вы хотите его поставить, то важно обратить внимание на место его размещения. Оставленный на солнце автомобиль нагревается очень быстро, поэтому нужно искать тень, особенно если вы оставляете автомобиль на более длительное время.

Если оставленный автомобиль сильно нагреется, перед тем, как в него сесть откройте окна и / или двери, и хорошо проветрите автомобиль. Ни в коем случае (даже на короткое время) не следует оставлять в машине закрытыми детей или животных при включенном кондиционере. Такое безответственное поведение взрослых стоило жизни не одному ребёнку!

Статья в тему:  Сколько фреона в кондиционере гольф 4

Вклад компании В. Карриера в развитие климатической техники

Фактически компания Carrier началась с того, что исследовательский отдел экспериментальной инженерии компании Buffalo Forge, в котором работал В. Карриер, был распущен. Семеро потерявших работу инженеров объединили свои знания, усилия и опыт и создали Carrier Engineering Company.

К этому времени они знали, как спроектировать, изготовить и смонтировать аппараты, которые не только уменьшают влажность воздуха, но и охлаждают его, снижая возможность самовозгорания хлопковых нитей. И эти знания были основаны на теории климатического контроля воздуха в закрытых помещениях, которую разработал В. Х. Карриер. К этому времени на жарком юге Америки уже работали десятки систем кондиционирования на предприятиях, занятых переработкой хлопка. Аппараты Карриера были известны и в других странах мира, например, в Японии. Похожие аппараты использовались и в театрах и в кинозалах.

В 1922 г. был сконструирован промышленный чиллер на центробежном эффекте. Он охлаждал воду, которая использовалась для охлаждения оборудования или воздуха в помещении, а избыточное тепло сбрасывалось за пределами здания.

После этого распространение кондиционеров пошло лавиной – их стали использовать в административных и офисных зданиях, в универмагах, кинотеатрах и музеях. Даже Конгресс США и Белый Дом не удержались от соблазна купить у Карриера и Ко кондиционеры . К 1930 г. более 300 театров и кинозалов уже использовали охлаждающие системы.

Статья в тему:  Можно ли заболеть от кондиционера

В научном плане работы не останавливались ни на день. После систем контроля влажности воздуха на основе охлаждения воды были разработаны агрегаты на новом хладагенте – дихлорэтане. Были конструктивно отработаны:

– быстроходный высокопроизводительный компрессор;

– теплообменники с высокой интенсивностью процессов;

– использование агрегатирования оборудования дало возможность изготавливать по одинаковым технологическим процессам аппараты разной мощности;

– кожухотрубные агрегаты повысили эффективность работы и снизили габариты, материалоемкость и общий вес конструкций.

Эти разработки ускорили появление кондиционеров для транспорта:

– 1925 г. – кондиционер на корабле;

– 1930 г. – железнодорожный вагонный кондиционер на железной дороге New York Railroad;

– 1936 г. – автобусные охладители воздуха на трассе Дамаск – Багдад.

Разрабатывались аппараты и для речных и морских пассажирских судов, самолетов, автомобилей и т. п.

В 1939 г. В. Карриер на всемирной выставке в Париже сам демонстрировал возможности своих кондиционеров и тут же заключал договоры на их проектирование, производство и поставку.

Доктор (в научном плане) Виллис Хэвиленд Кэрриер работал над кондиционерами до самой своей смерти в октябре 1950 г.

Но и после смерти основателя компании его дело не развалилось. Около 12% всех кондиционеров, используемых на земном шаре, имеют маркировку товара Carrier . В их производстве участвуют более 100 предприятий. Например, на заводах в Китае выпускаются компрессоры Тошиба японской разработки для японских и американских сплит-систем. Имея равное качество компрессоров, цена американского аппарата охлаждения/нагрева и очистки воздуха в конечном результате меньше, чем японского. Это объясняется тем, что оборудование выпускается для продажи на рынке США и Северной Америки. И стало это возможно после 2004 г., когда произошло объединение китайской компании Midea и японо-американской Toshiba-Carrier . Midea получила современные технологии от Carrier и Toshiba.

Статья в тему:  Как устроен сплит кондиционер

Заказать любой кондиционер компании Carrier можно по доступной цене в нашем интернет-магазине.

Комфорт наилучших кондиций

Историки техники иногда любят пофантазировать на тему «что было бы, если…». Например, как бы выглядела сегодняшняя авиация, если бы не был изобретен реактивный двигатель, или как бы эволюционировал паровоз, если бы ему на смену не пришел электровоз. При этом рисуются фантастических размеров поршневые самолеты и чудовищной мощности паровозы. Наверное, если бы в начале ХХ в. американский инженер Уиллис Карриер не изобрел кондиционер, в наших жилищах в летнюю пору работали бы гигантские вентиляторы, а в подвалах хранились специально заготовленные зимой глыбы льда… К счастью, история техники, как и история вообще, не терпит сослагательного наклонения, и к концу ХХ в. бытовой кондиционер прочно занял место в домах американцев, японцев, европейцев, а с недавних пор и россиян.

Впрочем, знакомство наших соотечественников с техникой для создания прохлады состоялось после начала выпуска Бакинским заводом первых советских кондиционеров оконного типа, или попросту «оконников». На примере этого прибора мы и попытаемся понять, как кондиционер среди лета дает нам холод.

Все в одном блоке

«Сердцем» кондиционера, как и домашнего холодильника, является компрессор (рис. 1). Этот агрегат гонит по трубкам прибора хладагент — вещество, которое в одной части холодильного контура переходит из газообразного состояния в жидкое и отдает при этом тепло окружающему воздуху, а в другой части контура, наоборот, испаряется, отбирая тепло у окружающей среды. Задача кондиционера — отобрать тепло у воздуха комнаты и отдать его… кому же его можно отдать? Только уличному воздуху, больше некому. Так что наши с вами кондиционеры, если разобраться, не только охлаждают помещение, но и делают жаркое лето еще немного жарче, а мы платим за обогрев нашей планеты по электрическому счетчику.

Статья в тему:  Откуда автомобильный кондиционер берет воздух

Рис. 1. Оконный кондиционер: 1 — компрессор, 2 — расширительный клапан, 3 — теплообменник-испаритель, 4 — вентилятор, 5 — теплообменник-конденсатор

Чтобы у нас в комнате стало прохладнее, теплообменник-испаритель контура расположен с внутренней стороны кондиционера, обращенной в помещение, а вентилятор обдувает его, неся прохладу внутрь дома. Зато теплообменник-испаритель находится на наружной стороне «оконника», и другая, наружная, крыльчатка уносит с него тепло на улицу.

Оконный кондиционер относится к так называемому моноблочному типу кондиционеров, в котором все части контура, включая компрессор, собраны в одном корпусе. Другим типом моноблочного климатического прибора является мобильный кондиционер. В отличие от мобильного телефона это отнюдь не миниатюрная вещица: показанный на рис. 2 мобильный кондиционер De’Longhi CF 208 весит 35 кг. Прибор имеет производительность по холоду 2050 Вт, создавая поток холодного воздуха 350 куб. м в час. Этого достаточно для кондиционирования помещения площадью около 27 кв. м.

Рис. 2. Мобильный кондиционер De’Longhi CF 208

Кондиционеры этого типа называются мобильными потому, что они не привязаны к определенному месту в комнате — окну или стене. Прибор установлен на колесиках, и его, при необходимости, можно немного перемещать по комнате. Ограничивает движения мобильного кондиционера «хобот» — гибкий шланг для отвода теплого воздуха, который своим свободным концом крепится к выходящей на улицу отдушине (рис. 3).

Рис. 3. Шланг для отвода теплого воздуха от мобильного кондиционера

Статья в тему:  Сколько фреона в кондиционере 7

Общим недостатком моноблочных кондиционеров, как оконных, так и мобильных, является шум: ведь компрессор установлен хоть и в окне, но все равно в комнате. И как бы ни совершенствовались эти агрегаты, спать при работающем моторе не слишком-то комфортно. Не удивительно, что потребительский интерес к оконным кондиционерам в последние годы неуклонно падает.

Сплит-системы: компрессор за окном

О том, какие еще типы кондиционеров существуют, мы попросили рассказать Андрея Алексеевича Бичева, генерального директора московского Центра кондиционирования фирмы LG Electronics — признанного мирового лидера в производстве бытовых климатических систем (рис. 4). Вместе с ним мы прошли по демонстрационному залу Центра, где представлены основные типы современных кондиционеров.

Рис. 4. Андрей Алексеевич Бичев — генеральный директор Центра кондиционирования LG Electronics

Безусловный бестселлер сегодняшнего рынка бытовых устройств для кондиционирования — это сплит-системы, состоящие из двух раздельных блоков, связанных между собой трубками циркуляции хладагента и электрическими проводами. Во внутреннем блоке системы (рис. 5) находится теплообменник-испаритель и обдувающий его вентилятор. В наружном блоке, вынесенном за пределы помещения (рис. 6), смонтированы компрессор, теплообменник-конденсатор и вентилятор его обдува (рис. 7). Благодаря тому, что компрессор работает не в комнате, а где-то за окном, шум при работе сплит-системы очень незначителен. Уровень шума внутреннего блока многих cплит-систем LG на нижнем уровне мощность составляет всего 22 дБ, что соответствует шуму при шелесте листвы в тихом саду.

Статья в тему:  Можно ли заболеть от кондиционера

Рис. 5. Внутренний блок сплит-системы (LG)

Рис. 6. Наружный блок сплит-системы (LG)

Рис. 7. Наружный блок сплит-системы со снятым кожухом: 1 — компрессор, 2 — теплообменник-конденсатор, 3 — крыльчатка вентилятора

В линейке фирмы LG имеются и так называемые бытовые мульти-сплит-системы, имеющие несколько внутренних блоков и позволяющие кондиционировать воздух не в одной, а в нескольких комнатах. Простейший вариант — когда к наружному блоку, имеющему один компрессор, подсоединяется два внутренних блока. В наружном блоке может быть два компрессора, и, подсоединив к каждому из них по внутреннему блоку мы получим систему независимого кондиционирования двух помещений: каждый компрессор работает на свою комнату. Это двухкомпрессорный двойной сплит. И наконец, двухкомпрессорный тройной сплит: один компрессор соединяется с одним внутренним блоком для охлаждения одной комнаты, а другой — с двумя внутренними блоками, охлаждая две комнаты.

Кондиционеры для офиса

Прохладный воздух нужен нам не только дома, но и в офисе или общественном месте. Для охлаждения таких помещений служат коммерческие кондиционеры (впрочем, для небольшого офиса вполне подойдут и уже знакомые нам сплит-системы).

Внутренние блоки кондиционеров колонно-напольного типа (рис. 8) отлично гармонируют с отделкой помещения: всегда можно подобрать отделку по вкусу. Напольно-потолочные блоки (рис. 9) допускают размещение как под потолком, так и у стены; эти блоки одинаково эффективно работают и в горизонтальном, и в вертикальном положении.

Статья в тему:  Как устроен сплит кондиционер

Рис. 8. Кондиционер колонно-напольного типа (LG)

Рис. 9. Напольно-потолочный кондиционер (LG)

Корпус кассетного потолочного кондиционера (рис. 10) скрыт за фальш-потолком офиса, и вы видите только декоративную решетку прибора, через которую в помещение поступает охлажденный воздух.

Рис. 10. Кассетный потолочный кондиционер (LG)

А кондиционер потолочного канального типа (рис. 11) вам не виден вовсе: он целиком скрыт за фальш-потолком. Потоки охлажденного воздуха расходятся по воздухораспределительным каналам, смонтированным в здании, и поступают в помещение через решетки в потолке (рис. 12).

Рис. 11. Кондиционер потолочного канального типа (LG)

Рис. 12. Потолочная воздухораспределительная решетка

Особенности и принцип работы мобильного кондиционера

Далеко не все автомобили могут похвастаться стационарным кондиционером, в особенности, если речь идет о представителях отечественного автопрома или самых бюджетных конфигурациях иномарок. Практика показывает, что самостоятельная установка полноценной системы кондиционирования без изменения конструкционных особенностей автомобиля является невозможной, да и стоит такое удовольствие недешево.

В итоге автолюбители приспособились использовать в салоне миниатюрные бюджетные приспособления китайского производства, который питаются от прикуривателя.

Конструкция таких устройств элементарна, напоминая обычный компактный «дувчик» для обогрева помещений. Однако вместо теплого воздуха этот прибор выдает холодный, имея для этого не только циркулирующий хладагент, но и интегрированный вентилятор.

К слову, аппараты с таким внутренним оснащением являются самыми мощными, действительно, неплохо охлаждая воздух, несмотря на питание от 12-вольтной розетки.

Статья в тему:  Как закачать фреон в кондиционер

Уиллис Кэрриер: изобретатель современного кондиционера

Уиллис Кэрриер был поистине уникальным человеком. Он родился в Нью-Йорке в семье квейкеров (квейкеры — приверженцы т.н. Религиозного Общества Друзей). Родители воспитывали Уиллиса в строгих нравах: праздный образ жизни не поощрялся, поэтому маленькому изобретателю было позволено проводить свободное время только за чтением учебников и научных книг.

Уиллис Кэрриер

Вместе с отцом Уиллис с детства занимался мелким ремонтом сельскохозяйственного оборудования, проектировал системы вентиляции и конструировал примитивные холодильники для длительного хранения фермерского мяса.

Его признали вундеркиндом и приняли университет на льготных условиях. В начале 20-го века, как и сейчас, образование в США стоило баснословных денег, и семья Уиллиса не смогла бы оплачивать его. Однако, Уиллиса взяли в университет как подающего большие надежды. И они не прогадали.

В 1902 году Уиллис Кэрриер представит миру первую электрическую систему охлаждения воздуха. Можно сказать, что именно в том году появился его первый кондиционер. Аппарат мог охлаждать воздух и снижать его влажность.

Первый кондиционер Уиллиса Кэрриера

По началу его разработкой пользовалась крупная нью-йоркская типография, поскольку такой аппарат позволял соблюдать оптимальную температуру и влажность в помещении. Благодаря правильному микроклимату в типографии удалось добиться максимально качественной печати.

Когда стало ясно, что изобретение изменит мир, Кэрриер и его учредители основали компанию «Carrier». И вот, спустя 100 лет, компания Уиллиса остается одной из ведущих на рынке производства кондиционеров.

Интересный факт: помимо первого аппарата для охлаждения воздуха, Уиллис Кэрриер изобрел кондиционер для автомобиля, а также чиллер — промышленный аппарат для охлаждения жидкости.

Изобретение фреона

Использование токсичных веществ в холодильных установках не однократно приводило к смертельным отравлениям.

В 1928 году Томасу Миджли, сотруднику американской компании «Дженерал Моторс» удалось получить химическое соединение, позднее названное фреоном.

Хлорфторуглеродная комбинация отличалась инертностью, негорючестью и безопасностью для здоровья человека. Появился термин «хладагент». Фирма DuPon предложила обозначение R (Refrigerant). Числа и буквы в названии определяют молекулярную формулу соединения. Первый хладагент получил обозначение фреон 12 или R12.

Статья в тему:  Сколько фреона в кондиционере 7

Корпорация Carrier в короткий срок изменила конструкцию своей продукции. Ее кондиционеры стали моноблочными, появилась оконная модель. Использование в качестве холодильного агента безопасного фреона не требовало разделения блоков. Оконные модели до сих пор актуальны в Африканских странах и в Индии. Они отличаются доступной ценой, просты в монтаже и обслуживании.

История кондиционера

История систем кондиционирования воздуха, на самом деле, насчитывает несколько тысячелетий. Сначала это были обычные опахала и веера, затем намного позже вентиляторы на паровых двигателях, еще чуть позже была изобретена система естественной вентиляции, и уж совсем недавно появился электрический кондиционер, историю которого мы сейчас и расскажем.

Открытие хладагента

Вообще принцип работы кондиционера впервые был открыт великим и неповторимым Майклом Фарадеем. В своих исследованиях ученый часто использовал аммиак, который задолго после его широко применялся в холодильных установках. Так вот именно известный английский физик и экспериментатор обнаружил, что при переходе аммиака из жидкого состояния в газообразное (процесс испарения при нагревании) он достаточно активно поглощает тепло. При обратном же превращении (из газа в жидкость) – наоборот выделяет.

Открытое Фарадеем явление в 1851 году использовал американский практикующий врач и по совместительству изобретатель – Джон Горри. Занимаясь врачебной практикой в жаркой Флориде, он так переживал за комфортное состояние своих пациентов, что решил построить машину для производства льда. Изобретатель даже получил патент на свое ноу-хау, но использовать его в коммерческих целях и тем самым создать первый в мире кондиционер ему так и не удалось.

Статья в тему:  Сколько фреона в кондиционере гольф 4

Первые охлаждающие воздух машины

Лишь спустя два десятилетия в 1902 году другой американский изобретатель Уиллис Карриер создал первую в мире, охлаждающую воздух машину, которую можно в принципе считать первым в мире промышленным кондиционером. Правда изначально машина была призвана вовсе не охлаждать воздух, а снижать его влажность в помещении типографии в городе Бруклин. Но, как оказалось в последствие, она не только создавала комфортные условия для печатных изданий, но и стала настоящим спасением для рабочих типографии.

Кондиционер Карриера имел такой ошеломляющий успех, что спустя всего лишь год его стали устанавливать в театрах и супермаркетах. В 1928 году машину для охлаждения воздуха установили в здании американского Конгресса, а еще через год – в здании Сената.

Первый бытовой кондиционер

Первый бытовой кондиционер, так называемая «сплит-система», который частично располагался внутри помещения и частично снаружи, был создан компанией General Electric в 1929 году. Такая конструкция, которая очень популярна и сейчас, на самом деле не была данью моды. Дело в том, что в первом бытовом кондиционере в качестве хладагента использовался все тот же аммиак, уникальные свойства которого были открыты Фарадеем. Но поскольку это вещество в газообразном состоянии очень опасно для здоровья человека, то инженеры General Electric решили вынести испаритель и конденсатор на улицу. Так и получилось два блока – прототип современной сплит-системы.

Статья в тему:  Откуда автомобильный кондиционер берет воздух

Первый бытовой моноблочный или оконный кондиционер появился лишь спустя пару лет в 1931 году. В нем в качестве хладагента использовался более безопасный фреон, поэтому разделять прибор на два блока не было смысла. Именно оконный кондиционер завоевал у потребителей ошеломляющую популярность. Он был прост в установке и обслуживании, надежен в работе и неприхотлив к условиям окружающей среды.

Первый греющий кондиционер в конце 1950-х годов выпустила японская компания Daikin. Прибор имел тепловой насос и мог не только охлаждать, но и нагревать воздух. Массовый же выпуск позабытых на некоторое время сплит-систем начался лишь в 1961 году, когда японская компания Toshiba создала первый современный кондиционер с двумя отдельными блоками. Благодаря этой разработке пользователи избавились от шума, который издавали оконные кондиционеры.

Первый мультиблочный кондиционер (мульти-сплит система) с одним внешним и несколькими внутренними блоками появился в 1968 году. Первые бытовые кондиционеры на просторах бывшего Союза стали производить в 1975 году в городе Баку. Они собирались по лицензии японской фирмы Hitachi. Это были однотипные моноблочные агрегаты, отличавшиеся лишь размерами и мощностью.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: