10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Неисправности автомобильного кондиционера: признаки и причины

Содержание

Неисправности автомобильного кондиционера: признаки и причины

По данным неумолимой статистики, мы проводим за рулем одну шестую часть своей жизни. И каждый из нас хочет потратить это время с комфортом: как минимум с кондиционером. Сейчас это изобретение кажется чем-то тривиальным, а в первой половине прошлого века системы климата занимали полбагажника, а их стоимость составляла треть от цены всей машины.

Нужно ли знать устройство автомобильного кондиционера? Определенно — да. Понимая принцип его работы, легче найти причину появившейся проблемы.

Как устроен кондиционер, каких проблем от него можно ждать и как его обслуживать рассказал Дмитрий Иванов, сервис-менеджер Департамента технического обслуживания компании Автопрага, официального дилера ŠKODA.

Статья в тему:  Когда ставить кондиционер во время ремонта

Список причин, почему не работает кондиционер в машине, упирается в его строение. Для начала разберемся, как он работает. Основным элементом является компрессор. Он приводится в движение электромуфтой. Она в свою очередь получает энергию от шкива двигателя. Именно поэтому, кондиционер не работает при заглушенном двигателе. Компрессор прокачивает теплый фреон через радиатор, в котором тот немного охлаждается. После чего, он продувается под высоким давлением через узкую трубку.

Большое давление заставляет его кипеть, в процессе он охлаждается, и попадает в испаритель уже холодным. После испарителя он попадает в ресивер, где снова конденсируется и перетекает в компрессор. Вентилятор в это время обдувает радиатор испарителя, и подает охлажденный воздух в салон.

Более серьезные неисправности кондиционера автомобиля

1. Самая серьезная неисправность в системе кондиционирования — выход из строя компрессора

Мало того, что компрессор — дорогое устройство, его замена включает в себя вскрытие системы, замену хладагента и конденсатора, то есть в основном комплексный ремонт. Иногда выходят из строя и расширительные клапаны, отвечающие за процесс расширения хладагента и заполнения испарителя хладагентом. Часто именно этот клапан вызывает неэффективное охлаждение.

2. Почему при замене компрессора следует заменять конденсатор?

Потому что внутрь могут попасть мелкие опилки и грязь и вынести их оттуда невозможно. Ситуация такая же, как с интеркулером и турбонагнетателем. При замене турбо нужен еще и интеркулер, но не всем. При замене компрессора и конденсатора кондиционера существует еще больший риск повторного повреждения, когда вы начинаете искать экономию на ремонте.

3. Еще одна причина неисправности кондиционера — выход из строя вентилятора радиатора кондиционера.

Это может проявляться в виде периодических рывков двигателя на стоянке. Это компрессор, который включается и выключается и автоматически прекращает работу, когда давление в системе становится слишком высоким из-за высокой температуры хладагента, не охлаждаемого вентилятором.

Статья в тему:  Как работает четырехходовой клапан кондиционера

Для выявления большинства неисправностей необходим подходящий диагностический тестер, а для обслуживания системы — специальные приспособления, предназначенные для этого. На самом деле, без них невозможно выполнить обслуживание кондиционера автомобиля. Это устройства, которые можно найти во многих мастерских, но не все механики могут профессионально обслуживать систему, несмотря на наличие навыков работы с машиной.

Ремонт компрессора

Прежде чем ремонтировать компрессор, нужно запастись необходимым инструментом. Чтобы починить компрессор вам понадобятся:

  1. Омметр
  2. Краска флуоресцентная
  3. Отвертка
  4. Лампочка с ультрафиолетовым светом

Итак, рассмотрим инструкцию:

Чтобы убедиться, что сломался именно компрессор, нужно проверить его предохранители. В случае неисправности их необходимо заменить. В том случае, когда предохранители в порядке, нужно продолжить поиски неисправности. Вторым действием будет проверка всех проводов, которые подключаются к компрессору. Также нужно проверить крепление и натяжение ремня. В случае обнаружения проблемы в этих местах, ее нужно исправить путем натяжения ремня или замены проводов.Также следует проверить электромагнитную муфту. Ее диагностика и ремонт проводится в следующем порядке: сначала проверяется наличие смазки на роторе и на нажимном диске. Далее проверяется подшипник на наличие утечки смазки и на наличие постороннего шума. С помощью омметра на катушке проверяется сопротивление. При необходимости ее нужно заменить, если сопротивление ниже нормы.

Если вышел из строя подшипник приводного шкива (это можно определить при появлении сторонних шумов, когда автокондиционер начинает работать), то в данном случае его нужно заменить новым.

Далее я рекомендую проверить хладагент в компрессоре на наличие протечки. Такую проверку можно осуществить при помощи флуоресцентной лампы. Ее можно приобрести практически в любом автомагазине. Ее нужно поместить в отверстие с низким давлением, которое расположено в канистре кондиционера. Далее нужно немного подождать. После этого кондиционер можно внимательно осмотреть, используя ультрафиолетовую лампу.

Статья в тему:  Как снять компрессор кондиционера гольф 4

Заключительным действие будет заделка механических повреждений на корпусе. Для их заделки понадобится сварка. После этого компрессор надо заправить, используя новый набор для заправки.

Если вы выявили ошибки и провели самостоятельный ремонт, а проблема исчезла, но не полностью, то в данном случае вам стоит обратиться за помощью к специалисту. Будьте уверены в том, что после спеца ваша машина будет работать совершенно по-новому, и автокондиционер будет включаться вами и не будет выключаться самопроизвольно. Помните, что именно халатность и незнание — причина быстрого износа компрессора, и как следствие — частый ремонт.

Не работает кондиционер в машине: признаки и причины

Когда жарким летним днем оказывается, что не работает кондиционер в машине, то самый престижный и комфортный автомобиль превращается в адскую повозку. Чтобы избежать такого неприятного сюрприза, следует заранее позаботиться о своевременном обслуживании системы кондиционирования. А также эксплуатировать ее правильно. Тогда климат-контроль будет радовать прохладой в жару и комфортным уровнем влажности даже в самую сырую погоду.

Принцип работы и особенности автомобильного кондиционера

По принципу работы автомобильный кондиционер не отличается от бытовой сплит-системы, установленной в квартире или офисе. Используя законы термодинамики, он перемещает тепловую энергию из охлаждаемого помещения в окружающую среду.

Цикл работы кондиционера выглядит следующим образом:

  1. На вход компрессора поступает теплоноситель (он же «хладагент» или «фреон») под низким давлением 3 – 5 ат в газообразном агрегатном состоянии, температурой 10 – 20 °C.
  2. Компрессор поршневой или спиральной конструкции сжимает хладагент до высокого давления 15 – 25 ат. При этом температура газа повышается до 70 – 90 °C (вы могли замечать, как нагревается ручной насос при накачивании шины – это тот же закон).
  3. Нагретый газ поступает в конденсор (конденсатор), где за счет активного обдува последнего остывает и переходит из газообразного состояния в жидкую фазу (с дополнительным выделением тепла).
  4. Из конденсора все еще теплый хладагент попадает в терморегулирующий вентиль (ТРВ). Его задача – управление подачей фреона в испарительный контур. На выходе ТРВ температура и давление хладагента существенно снижаются за счет того, что часть хладагента испаряется (вы могли замечать, что при разбрызгивании из баллончика дезодоранта он холодный – это тот же принцип).
  5. После ТРВ уже при низком давлении смесь хладагента в газообразной и жидкой фазах поступает в испаритель. Там весь жидкий фреон переходит в газообразную фазу, а поскольку при испарении происходит поглощение тепла, проходящий через испаритель воздух охлаждается.
Статья в тему:  Как экономить электроэнергию с кондиционером

Наконец, газообразный хладагент низкого давления поступает на вход компрессора – цикл повторяется.

Основное отличие автомобильного кондиционера от бытового – условия работы. Бытовые приборы при работе не трясет по разбитым дорогам, и они не имеют особых ограничений по соотношению масса/эффективность. Поэтому в бытовых кондиционерах применяются более толстые и тяжелые магистрали (трубки для хладагента), а соединения отличаются большей надежностью и герметичностью. Но если даже бытовые системы надо обслуживать: дозаправлять фреоном и чистить, то автокондиционеров это касается и подавно.

Что может сломаться в кондиционере

Как мы уже знаем, кондиционер состоит из компрессора, терморегулирующего клапана или вентиля (ТРВ), конденсора и испарителя. Также в системе присутствуют вентилятор, магистрали с уплотнениями, датчики температуры и давления, и еще один очень важный компонент – фильтр-осушитель (ресивер-осушитель). Назначение последнего – удалять из хладагента влагу, которая туда проникает из атмосферного воздуха при работе компрессора. Если рассматривать систему шире, в нее также входят шторки, перенаправляющие поток воздуха по воздуховодам для обдува разных зон салона, и механизмы управления ими, а также воздушный фильтр салона.

Естественно, все перечисленное может сломаться – либо вследствие естественного износа (выработки ресурса), либо в результате несвоевременного обслуживания или неграмотной эксплуатации. Чтобы этого не произошло, необходимо выполнять ряд рекомендаций.

Рекомендации по поддержанию кондиционера в авто в рабочем состоянии

Регулярная дозаправка и перезаправка фреона

Вопреки расхожему заблуждению, когда не охлаждает кондиционер в автомобиле – дело скорее всего не в том, что в системе не осталось фреона. Даже при значительном снижении объема хладагента кондиционер может продолжать работу. Однако при этом растет риск более серьезной поломки, которая может наступить раньше, чем уровень хладагента приведет к перманентному отключению кондиционирования.

Статья в тему:  Купер хантер кондиционер кто производитель

Для обеспечения бесперебойной работы кондиционера следует регулярно, не реже чем раз в два года (а для авто старше 6 лет – ежегодно), дозаправлять, и желательно через одну дозаправку – полностью перезаправлять систему (с заменой масла, очисткой от загрязнений и вакуумированием для удаления влаги).

Обычно, чем новее автомобиль, тем чувствительнее его система к снижению уровня хладагента. Старые системы могли нормально работать при потере до 150 грамм фреона. И даже при уходе до 250 грамм могли сохранять производительность. А вот в автомобилях относительно недавних годов выпуска потеря каких-то 70 грамм фреона уже чревата поломкой компрессора в ближайшей перспективе. Получается, что при норме утечки 35 грамм в год критичный срок обслуживания – раз в два года.

Куда же девается хладагент из системы? В норме, если еще «травят» соединения магистралей и еще не прохудились уплотнения, – он уходит прямо через материал трубок. Как мы помним, в отличие от бытового холодильника, в котором используются металлические (медные или алюминиевые) трубки, соединенные пайкой, в авто трубки эластичные. И для них есть нормы утечки, определенные международными стандартами.

Есть три используемых в автомобильных кондиционерах стандарта трубок: американский стандарт SAE, более строгий немецкий DIN и самый строгий японский стандарт JIS. Эти стандарты разработаны с оглядкой на стандартный срок службы автомобиля: 5-6 лет для Америки, 10-12 для Европы и до 15 лет в Японии. Естественно, автомобили служат и дольше, но производителями это при конструировании в расчет не принимается. Кстати, это еще одно подтверждение правоты тех, кто предпочитает японские машины.

Статья в тему:  Как проверить компрессор кондиционера при покупке

Таким образом, скорость снижения объема хладагента в системах с разными трубками – неодинакова. Равное количество фреона (при условии одинаковой длины трубок) уйдет, приблизительно, за 1,5 года при трубках SAE, 2 года при трубках DIN и 2,5 года при трубках JIS.

Профилактическая эксплуатация кондиционера

Следует пользоваться кондиционером систематически – даже в зимнее время необходимо включать климат-контроль (а не только обогрев салона горячим воздухом от мотора) минимум на 10-15 минут не реже 2 раз в месяц, а лучше – 1-2 раза в неделю.

Если этого не делать, намного скорее начнутся проблемы с герметичностью уплотнений, которые смазываются и смачиваются хладагентом в процессе работы. И при наступлении июньской жары может оказаться, что не работает кондиционер после зимы, хотя в августе прошлого года все было в порядке и «ничего не предвещало».

После выключения кондиционера, даже если вам не надо куда-либо ехать – не глушите сразу двигатель, дайте поработать печке, чтобы она просушила все воздуховоды и каналы испарителя.

ВАЖНО! Включать кондиционер зимой можно только после полного прогрева салона – только после этого датчики кондиционера и вся система способны работать корректно.

Очистка конденсора

На конденсоре (радиаторе охлаждения системы кондиционирования) накапливаются загрязнения, которые ухудшают отвод тепла и эффективность всей системы, что увеличивает нагрузку на компрессор. В результате климат-контроль начинает автоматически отключатся, поскольку из-за перегрева в системе давление повышается выше нормы. Кроме того, под слоем грязи начинает коррозировать металл – даже алюминий подвержен кислотной коррозии.

Если при движении в заторах, когда нет обдува набегающим потоком, вдруг перестал работать кондиционер в машине, но через некоторое время при движении на скорости его удается запустить – срочно надо чистить конденсор. Это можно сделать на мойке, но при этом надо соблюдать осторожность, чтобы не повредить структуру радиатора.

Статья в тему:  Как установить кондиционер на две комнаты

Правила внешней очистки конденсора:

  • Направляйте струю воды строго под прямым углом;
  • Распылитель аппарата высокого давления не подносите ближе чем на полметра к автомобилю;
  • Плотную корку грязи надо предварительно размягчить средством для чистки радиаторов.

Замена фильтра-осушителя

Фильтр-осушитель (ресивер-осушитель) призван абсорбировать влагу и очищать фреон от продуктов износа компрессора. По европейским нормам у него ресурс на весь срок эксплуатации автомобиля, то есть 7 лет, может, немного больше. Но этот расчет сделан с условием круглогодичного использования, в противном случае ресурс резко уменьшается. Если ресурс фильтра исчерпан, то есть абсорбент поглотил столько воды, сколько мог, симптомами будут самопроизвольное выключение кондиционера и обмерзание шлангов.

4 основные функции ресивера-осушителя:

  • Очистка фреона от продуктов износа;
  • Отделение газообразного хладагента от жидкой фазы;
  • Поглощение проникшей в систему влаги (воды);
  • Хранение запаса хладагента в резервуаре фильтра-осушителя (в зависимости от условий работы фреона в системе требуется больше или меньше).

Если система открывалась для ремонта – замена ресивера-осушителя необходима однозначно, без исключений. Если этого не сделать, в системе соберется вода, ее сгонит в компрессор, и попавшая в него несжимаемая жидкость приведет к гидроудару и его полной поломке буквально на следующих 200-500 км пробега.

ВАЖНО! Современные фильтры-осушители, в которых используется абсорбент цеолит, – никакой регенерации путем вакуумирования или нагревания не поддаются (старые фильтры с силикогелем можно было несколько «обновить» таким способом). Цеолит связывает воду химически, и это необратимый процесс.

Антибактериальная обработка

В сотах алюминиевых испарителей при постоянном наличии конденсата атмосферной влаги размножаются грибки и бактерии. В результате появляется неприятный запах. Даже холодный воздух кажется тяжелым, как в подвале. Изначально испаритель имеет антибактериальное покрытие, но со временем оно разрушается, и становится необходима антибактериальная обработка.

Статья в тему:  Испаритель кондиционера что это

Есть несколько вариантов антибактериальной обработки испарителя:

Специальные аэрозоли, которые распыляют в салоне при плотно закрытых окнах и включенном на всю в режиме рециркуляции кондиционере.

Спреи, создающие пену, – впрыскиваются прямо в систему воздуховодов (после такой процедуры пару недель нельзя пользоваться кондиционером и вентиляцией, и надо ездить с открытым окном, чтобы химикаты не нанесли вред здоровью водителя). Поскольку в системе и самом испарителе есть мертвые зоны, куда аэрозоли и пена не попадают – эффект продержится от полугода до года.

Использование озонаторов – безопасно для водителя и пассажиров, но дает еще более краткосрочный эффект – не более 2-3 месяцев.

Самый радикальный и действенный вариант – демонтаж испарителя с полной чисткой.

Если эффективность системы явно упала, притом что дозаправка фреоном была проведена вовремя, конденсор не покрыт грязью, и система сама не отключается – скорее всего, дело в испарителе. А если в салоне на полу появляется вода – дело точно в нем.

Другие проверки кондиционера

Салонный фильтр. Загрязнение воздушного фильтра в салоне, препятствуя свободному прохождению потока воздуха, снижает эффективность системы и повышает нагрузку на нее. И также может быть источником неприятных запахов. Фильтр следует менять не реже чем через 15 тыс. км пробега.

Привод компрессора. Если кондиционер в машине дует, но не охлаждает – следует осмотреть муфту и приводной ремень компрессора. Запускаем автомобиль и кондиционер и смотрим – если приводной шкив не вращается, то причина либо в ослабленном ремне, либо в муфте.

Неисправность ТРВ. Цикличная работа кондиционера, поступление холодного воздуха с перебоями, обмерзание шлангов испарителя, самопроизвольное отключение – признаки неисправности терморегулирующего вентиля. Причинами могут быть: механическое повреждение, неправильная регулировка, внутренние загрязнения системы, наличие в ней воды или воздуха.

Неисправность вентилятора конденсора. Если вентилятор работает с сильным шумом или не вращается вовсе – надо срочно устранять проблему. Дело либо в износе подшипника, либо при отсутствии вращения причиной могут быть нарушения электрических цепей (реле, щетки, контакты, предохранители) или же механическое повреждение.

Статья в тему:  Новый компрессор кондиционера нужно ли заправлять маслом

Неисправность датчика давления. При нестабильной работе и самопроизвольном отключении причина может быть в неисправности датчика, функция которого – выключать систему при критических значениях показаний давления хладагента. Предпосылки неисправности могут быть как механические (загрязнение), так и электрические (предохранитель, контакты, реле).

В целом в деле обслуживания автомобильного кондиционера важно – не пытаться обмануть законы физики в погоне за экономией. Конечно, если мы хотим управлять машиной в температурном комфорте, невзирая на жару и пробки – надо делать все, что рекомендуется. В противном случае стоимость ремонта может легко превысить 500 долларов. И тогда придется раскошеливаться, признавая, что сломался кондиционер в машине именно по нашей вине.

Признаки неисправности автомобильного кондиционера и соответствующие им причины

Наиболее вероятные причины

Эффективности охлаждения заметно упала

Наблюдается пена в смотровом окошке ресивера-осушителя

Система утратила герметичность вследствие коррозии элементов, старения уплотнений и сальников, развальцовки и деформации/перетирания трубок и шлангов

Кондиционер самопроизвольно отключается, особенно при движении на малой скорости или в пробках

Кондиционер самопроизвольно отключается

Холодный воздух подается с перебоями

Обмерзают патрубки испарителя

Слышен шаркающий шум в компрессоре при включении кондиционера

Система (скорее всего ТВР) засорена продуктами износа

Появление неприятных запахов в салоне при включенном кондиционере

Размножение бактерий и грибков в засоренном испарителе, засорение дренажной трубки

Как определить неисправность

Определить, что система на авто Опель Астра Н (Аш), Корса D (Д) и других моделях вышла из строя, несложно. Однако чтобы выявить неисправность точно, обратитесь в наш автосервис – наличие современного оборудования позволит быстро понять причину поломки или неудовлетворительной работы климат-контроля в вашей машине.

Статья в тему:  Как развальцевать трубку кондиционера

Самостоятельно заподозрить неисправность можно по следующим признакам:

  • Кондиционер работает нестабильно – в определенные моменты он не работает вовсе, периодически включается и отключается, уровень охлаждения неодинаковый и пр.
  • Вы слышите шум или гул – дело может быть в подшипнике шкива.
  • При включении появляется неприятный запах – свидетельство засорения системы.

Починить автокондиционер в Опеле Астра Н, Зафира А или Б и других моделях не составит труда нашим профессионалам. Они подберут запчасти на замену и быстро установят их, определят необходимость чистки и других манипуляций. По итогу ремонта автокондиционер будет протестирован на качество работы.

3 Не работает вентилятор радиатора

Радиатор-конденсор имеет свой вентилятор, отвечающий за дополнительное охлаждение. Неисправности в работе вентилятора всегда связаны с электрикой, а именно:

  • плохими контактами;
  • неисправностью реле;
  • поломкой двигателя вентилятора – подобная ситуация встречается крайне редко.

Чаще всего проблема связана с плохими контактами. К слову, плохие контакты могут стать причиной и более серьезных поломок, к примеру, может перестать работать датчик давления. Если при этом возникнут проблемы с давлением, может произойти аварийный сброс хладогента или даже взрыв магистрали. Поэтому после зимы необходимо тщательно проверить все контакты системы кондиционирования.

Не холодит: типичные поломки кондиционера, и что с ними делать

Не так давно я рассказал, как появились кондиционеры в автомобиле. Далеко не сразу инженеры смогли скомпоновать все компоненты системы таким образом, чтобы система была компактной, производительной и удобной в работе. Но схема, придуманная добрых 70 лет назад, пока держится. И неплохо справляется работой – если, конечно, она работает. В стационарных устройствах, вроде бытовых холодильников, и тем более промышленных, особенных проблем с ресурсом нет, система работает десятки лет без перерыва в импульсном режиме. Но в машине почему-то уже после трех-четырех лет службы начинаются сложности, падает производительность, и, как показывает практика, ремонт оказывается дорогим. Почему так происходит, и как снизить издержки?

Статья в тему:  Как развальцевать трубку кондиционера

Как это работает?

Схема работы любого кондиционера очень проста, посмотрите на картинку:

C хема может немного различаться в зависимости от того, применяется ли терморегулирующий вентиль (ТРВ) или же просто дросселирующая вставка, но отличия минимальны.

Компрессор с электромагнитной муфтой на большинстве автомобилей приводится от двигателя ремнем. На гибридах и электромобилях он может иметь привод от электродвигателя. Конструкция этого узла может быть достаточно разнообразной. Задача компрессора – сжимать газ, при этом он разогревается.

– это наш «радиатор кондиционера», который расположен перед основным радиатором двигателя. Это просто большой радиатор, но работающий под большим давлением. Разогретый и сжатый газ поступает в конденсатор, охлаждается и выходит уже в виде жидкости.

Ещё в схеме встречается фильтр-осушитель, в нем находится некоторое количество влагопоглощающего состава – например, цеолит ХН-9. Эта деталь является расходным материалом, ее требуется менять по регламенту раз в 5-6 лет. В фильтре задерживается влага, которая способствует коррозии, а заодно и механические загрязнения.

– это небольшой радиатор, в котором фреон испаряется и отбирает тепло у воздуха. Располагается он непосредственно в корпусе системы климат-контроля автомобиля.

В системах с терморегулирующим клапаном (ТРВ) последний часто выполнен отдельным элементом, но может быть конструктивно неотделим от испарителя. В корпусе ТРВ жидкий фреон проходит через миниатюрное отверстие. Проходное сечение и давление в контуре регулируются иглой. В действие она приводится от небольшого термостата, в котором в качестве рабочего тела обычно используется газ R 12, хотя привод может быть и электрическим, и механическим. Клапан регулирует поток жидкости и, следовательно, хладопроизводительность системы.

Можно поступить проще – поставить дросселирующую вставку. Это просто клапан с отверстием постоянного диаметра. Но тогда для нормальной работы системы придется циклически включать и выключать компрессор и использовать аккумулятор жидкости после испарителя. Но КПД такой системы будет немного выше, примерно на 10%. И потому именно ее используют в бытовой технике и в гибридах. В автомобилях она тоже встречается все чаще.

Статья в тему:  Как работает четырехходовой клапан кондиционера

– это узел, который доиспаряет хладагент и препятствует попаданию в компрессор фреона в жидкой фазе. А датчик в нем регулирует хладопроизводительность системы. В него также встроены осушитель и фильтр, так что в системе с аккумулятором отдельный фильтр-осушитель обычно не используется.

Остальные компоненты системы – это трубки. Их количество обычно колеблется между шестью и дюжиной. Также в систему входят один-два датчика для определения давления у систем с ТРВ и как минимум два для систем с аккумулятором и дросселирующей вставкой.

Управляющая электроника обязательно нужна в системах с дросселирующей вставкой для эффективной работы, но фактически применяется даже на системах с ТРВ для предохранительных функций и более удобного управления системой.

Поломка первая: утечка

В большинстве случаев поломка кондиционера ассоциируется с утечкой фреона. На практике потеря рабочей жидкости – действительно самая частая неисправность системы. Причин может быть много: механические повреждения трубок, конденсатора, корпуса фильтра-осушителя или просто нарушение соединений. Даже совершенно исправная система не рассчитана на эксплуатацию без дозаправки газом более 5-7 лет. При таком количестве быстроразъемных соединений это попросту неизбежное зло.

Запаять все трубки наглухо мешают особенности конструкций автомобилей. Так, на многих моделях снятие пакета радиаторов – обязательная процедура при регламентных работах по замене ремня или цепей ГРМ, доступе к турбинам, помпам и другому навесному оборудованию спереди.

Механические повреждения от вибраций, ударов камней или попросту перетираний тоже встречаются регулярно. Объясняется это легко: большая часть системы расположена открыто в моторном отсеке и ничем не защищена от пыли и грязи, рядом работает вибрирующий мотор, машина ездит по ямам, испытывая знакопеременные ускорения. Да еще и камни летят в радиаторы с хорошей скоростью. Неудивительно, что «чистая» утечка встречается не так уж редко, и это действительно одна из основных причин отказа системы.

Статья в тему:  Как проверить компрессор кондиционера при покупке

Диагностируются утечки достаточно хорошо. Если проблема не выявлена при визуальном осмотре, то вакуум-тест покажет наличие течи, и зачастую место утечки можно будет определить на слух. Если же нет, то заправка системы хладагентом с краской или УФ-компонентом поможет выявить проблему.

К сожалению, иногда встречаются случаи действительно медленной утечки, возникающей только при рабочей разнице температур и длящейся неделями. С такой течью уже ездить не будешь, заправлять придется слишком часто, и найти простыми способами ее может быть очень сложно. В этом случае в ход идут варианты, как при диагностике «наобум». Мастера начинают менять компоненты последовательно. Чаще всего виновниками утечек являются или конструктивно слабые места системы, что не редкость у автомобиля, либо просто утечки трубок в передней части или с конденсатора, как наиболее крупной и уязвимой детали.

Перегрев и аварийный сброс

В системе есть множество предохранительных систем. Например, датчики давления отключат компрессор при превышении рабочей температуры, а если давление все равно растет, аварийный клапан сброса в компрессоре или фильтре выбросит фреон при аварийном превышении. И это правильно: соединения всех трубопроводов рассчитаны на работу до определенного давления и дальше просто начинают пропускать газ наружу.

Причина повышения давления в контуре до аварийного обычно проста: это перегрев. Реже давление набирается компрессором до аварийного предела. Виноваты в этом могут быть как остановки вентилятора радиаторов, так и повышенная теплопередача от вентилятора системы охлаждения, неправильно выбранный газ или его объем, поломка ТРВ или дросселирующей вставки или забитый осушитель или аккумулятор. Ну и наконец, возможен перегрев самого компрессора.

Таким образом, отсутствие газа в системе может говорить не только о механическом повреждении контура, но и о проблемах в его работе, в результате которых произошел перегрев и аварийный сброс давления. И потому при каждой заправке кондиционера обязательно контролируйте чистоту всего пакета радиаторов, работоспособность всех вентиляторов во всех режимах, особенно на максимальной производительности, а также работу датчиков давления системы.

Статья в тему:  Испаритель кондиционера что это

Неисправность компрессора

Даже при наличии газа в системе кондиционер может не охлаждать воздух и не развивать нужного давления. Причин не так уж много. Наиболее частая проблема – это разрушение самого компрессора.

На большинстве машин он поршневой аксиальный, но встречаются и рядные, и роторно-поршневые конструкции. В любом случае, в механической его части встречаются такие проблемы как задиры, прихваты, разрушения шатунов и других механических узлов. Бывает, что заклинивают или текут клапаны, штуцеры и даже соединения корпуса.

Если компрессор разрушен, он поставляет в систему много мусора, часто это повреждает еще один узел.

К счастью, самой распространенной проблемой всех компрессоров является банальный отказ электромагнитной муфты, в которой порой подгорает и изнашивается простенькое «сцепление», а электромагнит сгорает. Также муфта часто выходит из строя по вине подшипника.

Наиболее простые внешние конструкции легко меняются на месте, даже без снятия компрессора с машины. Более сложные конструкции со встроенной герметичной муфтой надежнее, но для замены неисправных элементов потребуют серьезной переборки самого компрессора.

Замена опорного подшипника муфты также зачастую потребует применения пресса, и ее не получится выполнить, не снимая сам компрессор с машины. Впрочем, иногда достаточно подрегулировать зазор или удалить грязь из муфты, и узел восстанавливает работоспособность.

К поломкам чаще всего приводит или длительный перегрев и перегрузка системы при отключенных предохранительных датчиках, или недостаток или неправильно выбранный тип смазки и попадание продуктов разрушения фильтра-осушителя в поршневую группу компрессора.

Неисправности терморегулирующего вентиля и дросселирующей вставки

Об этих деталях слишком часто забывают, но, тем не менее, это одни из самых тонких узлов всей конструкции. Их задача – создать перепад давления в системе и спровоцировать испарение хладагента.

Статья в тему:  Когда ставить кондиционер во время ремонта

Основная проблема в том, что это очень тонкие устройства. Отверстия очень маленькие, а у ТРВ его пропускная способность еще и регулируется иглой. Мусор забивает эти отверстия и нарушает работу системы. При вакуумировании перед заправкой система может очиститься, но вероятность этого невелика. Повышенное сопротивление ТРВ и дросселирующей вставки приводит либо к полной неработоспособности системы, либо к очень низкой ее производительности. Часто компрессор просто не может прокачать фреон, и происходит скачок давления с последующей его утечкой.

Системы с ТРВ устроены несколько проще, поскольку работают в постоянном режиме и с полным испарением хладагента перед испарителем, а системы с аккумулятором и дросселирующей вставкой имеют более простую механическую часть. Но при этом требуют контроля работы компрессора с помощью электроники, благодаря чему их испаритель «затопленного типа» примерно на 10% более эффективен, чем обычный. Но есть и еще один нюанс. Аккумулятор должен препятствовать попаданию хладагента в жидкой фазе снова в насос, иначе он выйдет из строя в результате гидроудара. И при непрогретом моторе или при включении зимой появляется шанс загубить компрессор еще и таким способом.

Приводить к неработоспособности системы могут и сбои в работе электронной системы регулирования.

Неисправности системы управления

Собственно, электроника и электрика машины не так уж редко являются причиной неработоспособности системы. Список возможных неисправностей довольно большой, но все сводится к нескольким критичным: неисправность системы подачи питания на муфту кондиционера, неисправность системы регулирования работы электровентиляторов радиаторов и, наконец, некорректная работа системы датчиков-предохранителей.

Как определить самостоятельно, что не работает

Если при включении вы не слышите характерного звука и нет изменения оборотов двигателя, то проверьте наличие фреона. Можно «неправильным» способом, просто нажав на клапан заправочной горловины, хотя этот метод не даёт возможность оценить количество фреона. Зато он работает и при отключенном компрессоре. Если «пшик» есть, то вы потратили немного фреона, но убедились, что контур под давлением. Количество фреона можно оценить либо по рабочему давлению, либо при работающем компрессоре через «глазок». Если давления нет совсем, то вам придётся ехать к мастеру, проверять трубки и радиатор.

Статья в тему:  Как экономить электроэнергию с кондиционером

Второй на очереди стоит электрика. Проверьте провода на датчики давления, они расположены на радиаторе кондиционера, а в случае системы с аккумулятором – еще и на нем. Они должны быть целы. Проверьте предохранители муфты кондиционера и системы климат-контроля и вентиляторов радиатора. Визуально попробуйте оценить работоспособность муфты, если есть возможность. Проверьте наличие ремня на шкиве кондиционера.

Если компрессор включается, но холода нет, то полезно определить количество фреона. Обычно на трубках есть глазок для визуальной оценки состояния контура. Если при включении сначала проходят пузырьки, а потом их почти не остается, значит, компрессор качает, и фреона достаточно. Проблема кроется либо в клапане ТРВ, либо в работе конденсатора и вентиляторов. Если пузырьки идут постоянно, то есть беда с количеством фреона, нужно просто дозаправить систему. Если в глазке просто белая взвесь, то фреона почти нет, нужно срочно выключить систему и дозаправить ее.

Можно для гарантии потрогать трубки рукой. Магистраль низкого давления к компрессору должна быть холодной. Если она ледяная, а в салоне жарко, то что-то не так с системой смешения потоков воздуха, или испаритель просто забит грязью снаружи. Трубка высокого давления на радиатор кондиционера должна быть горячей. Это означает, что компрессор работает, хотя бы частично.

Собственно, дальше без манометра и специальной заправочной станции сделать что-то не получится. Если компрессор слабо качает, фреона немного, но есть, или если система регулирования работает некорректно, то придется диагностировать систему у специалиста. И помните: не бывает неремонтируемых узлов, трубки сваривают даже алюминиевые, радиаторы чинят и меняют, компрессоры стоят не миллионы.

Статья в тему:  Как снять компрессор кондиционера гольф 4

О «правильных» ценах на типичный ремонт поговорим в следующем материале.

Климат-контроль

Что такое климат-контроль в автомобиле, и чем он отличается от «просто кондиционера»? На самом деле, разновидностей климатических систем в современных авто — множество. Кто-то из производителей просто ставит кондиционер – и всё, кто-то — так называемый автоматический кондиционер с минимальным количеством базовых функций, а точнее – с одной, с температурным датчиком и актуатором включения-выключения кондиционера. А большинство современных производителей уже давно устанавливают климат-контроль.

Он, во-первых, комбинирует режимы нагрева и холода, причем делает это одновременно. На выходе системы вентиляции в салон воздух всегда указанной водителем (или пассажирами) температуры. Во-вторых, он может быть одно-, двух-, трёх- и даже 4-зонным. Такие климатические установки далеки от экономичности, зато — весьма комфортны.

В современную климатическую установку сегодня входят такие составляющие:

  • датчик качества наружного воздуха;
  • функция автоматической рециркуляции салонного воздуха;
  • внутрисалонный воздушный фильтр, состоящий не только из специальной бумажной гофры для очистки наружного воздуха от пыли, но и из кассет с активированным углём, а также с ампулами различных запахов;
  • охлаждаемые перчаточный ящик, бокс-подлокотник, а также некоторые другие ниши и боксы в салоне и/или в багажном отделении;
  • атермальные не только ветровое (лобовое) стекло, но и все боковые стекла автомобиля «по кругу»;
  • плюс великое множество всевозможных датчиков, контроллеров, актуаторов и — обязательно — электронный блок управления климатом.

Причины, почему не включается кондиционер в машине

Теперь разберём эти два пункта подробнее.

У каждого автомобиля есть свои слабые места в электрической части, которые со временем начинают доставлять проблемы. Например, у Шевроле Лачетти – это отвратительная пайка блока управления системой кондиционирования

и иногда отваливающиеся провода от компрессора. Об этом излагалось здесь:

  • Не работает кондиционер
  • Кнопки кондиционера
Статья в тему:  Купер хантер кондиционер кто производитель

Кнопкой включения кондиционера мы не включаем кондиционер напрямую, как обычным выключателем, а даём запрос блоку управления двигателем (ЭБУ) на включение кондиционера. Если кнопка и её цепь будут иметь проблемы, то блок управления, естественно, не будет даже догадываться о Ваших планах.

Проверить кнопку (допустим, мультиметром) и электрические разъёмы на компрессоре – это, к сожалению, всё, что Вы сможете сделать самостоятельно. Так как, если цепь исправна и ЭБУ получил запрос на включение кондиционера, то это абсолютно не значит, что он удовлетворит Ваш запрос.

Ремонт кондиционеров в ЦТО «Элвес»

Сервисная служба нашей компании выполняет ремонт и сервисное обслуживание кондиционеров. Мы производим как разовые ремонтно – профилактические работы, так и периодическое сервисное обслуживание. Специалисты центра технического обслуживания компании «Элвес» точно определят причины неполадок в работе кондиционера, качественно отремонтируют кондиционер, заменят неисправные детали – будь то компрессор, вентилятор, плата или теплообменник. Работы производятся как на месте установки кондиционера, так и с проведением демонтажа оборудования и ремонта на базе сервис-центра.

По вопросам, связанным с ремонтными и сервисными работами, обращайтесь к сотрудникам сервисного отдела ЦТО «Элвес» по телефонам – 270-39-12, 268-96-46.

Зачем нужно сервисное обслуживание кондиционера?

Во-первых, обслуживание требуется кондиционеру, чтобы он работал долго и его реже приходилось ремонтировать. Это позволит Вам сэкономить немалую сумму.

Во-вторых, обслуживание кондиционера поможет избежать снижения производительности со временем.

В-третьих, если Вы не будете обслуживать кондиционер, и он по этой причине выйдет из строя, то это не будет гарантийным случаем. За ремонт придется платить.

Без регулярного обслуживания кондиционер не проработает долго. Вентиляторы внешнего и внутреннего блоков «засасывают» пыль из воздуха внутрь кондиционера. Если не очищать кондиционер, то пыль толстым слоем покроет теплообменники, засорит дренаж и воздушные фильтры. При засорении конденсатора и уменьшении количества фреона (а это без обслуживания происходит всегда) увеличивается нагрузка на компрессор, и он быстро выйдет из строя. Кондиционер, проработав без обслуживания максимум 3-5 лет, выработает свой ресурс. После этого проще и дешевле будет купить новый кондиционер, чем постоянно ремонтировать старый.

Статья в тему:  Новый компрессор кондиционера нужно ли заправлять маслом

Даже если кондиционер не перестанет работать без регулярного обслуживания, то его производительность снизится уж точно. Дело в том, что слой пыли – хороший теплоизолятор, препятствующий передаче тепла, и помещение хуже охлаждается. Загрязнение воздушного фильтра уменьшает поток воздуха, проходящий через кондиционер. Кроме этого, постепенно происходит так называемая нормируемая утечка фреона, требующая периодического контроля давления в системе и дозаправки кондиционера хладагентом.

Еще один важный момент: гарантия распространяется только на заводские дефекты и некачественный монтаж кондиционера. Статья 18, пункт 6 закона РФ «О защите прав потребителей» гласит, что «Не подлежат бесплатному устранению дефекты, вызванные неправильным использованием товара». А профилактическое обслуживание считается обязательным условием правильного использования кондиционера.

Сервисное профилактическое обслуживание кондиционера

Надеемся, мы уже убедили Вас, уважаемый читатель, что регулярное обслуживание кондиционера необходимо. А что конкретно нужно делать с кондиционером и как часто?

Единственный вид сервисного обслуживания кондиционера, которое владельцу кондиционера рекомендуется выполнять самостоятельно – это очистка фильтров внутреннего блока. Все остальное обслуживание должны делать профессионалы не реже двух раз в год. Обычно обслуживание проводится в середине весны (перед началом сезона работы на охлаждение) и в начале осени (после окончания сезона).

Сервисное обслуживание внутреннего блока кондиционера включает в себя:

  • чистку фильтра,
  • чистку декоративной лицевой панели,
  • чистку вентилятора,
  • чистку теплообменника,
  • чистку дренажного поддона и дренажной системы,
  • диагностику и контроль электрических соединений.

Сервисное обслуживание внешнего блока кондиционера включает в себя:

  • чистку теплообменника,
  • чистку корпуса,
  • чистку лопастей вентилятора,
  • диагностику и контроль электрических соединений,
  • дозаправку хладагентом.

Поэтому не реже раза в год звоните в Центр Технического Обслуживания «Элвес», занимающийся обслуживанием кондиционеров, и вызывайте специалистов сервисной службы. Вы можете обратиться к нам по телефонам – 270-39-12, 268-96-46.

Статья в тему:  Как работает четырехходовой клапан кондиционера

Гарантийное обслуживание кондиционера

Гарантийное обслуживание кондиционера часто путают с сервисным профилактическим обслуживанием. На самом же деле это разные вещи. В течении гарантийного срока покупатель имеет право на бесплатное устранение неисправностей, вызванных заводским дефектом оборудования, либо некачественными монтажными / сервисными работами. В гарантийные обязательства не входит профилактическое обслуживание – чистка фильтров, теплообменников и дренажной системы кондиционеров. Обычная длительность гарантии на кондиционер 1-3 года.

При покупке кондиционера советуем Вам выяснить у продавца все вопросы, касающиеся ремонта, гарантии и сервисного обслуживания Вашего кондиционера. А именно:

  • Какими документами необходимо располагать для того, чтобы надлежащий ремонт был обеспечен.
  • При покупке оборудования проверьте, выдан ли Вам гарантийный талон, есть ли в нем подпись сотрудника компании и штамп компании. Этот документ должен не только сохраниться у Вас до конца гарантийного срока, но и быть правильно оформлены (проставлены печати, дата покупки и т.д.)
  • Что нужно делать, чтобы кондиционер служил долго (регулярная чистка фильтров, не использование кондиционеров на обогрев при температуре ниже -10°C, регулярное профилактическое обслуживание и т.д.).

Обязательно прочитайте инструкцию! И не просто читайте, а выполняйте правила, которые там указаны.

Не пытайтесь разбирать и ремонтировать оборудование сами – иначе на гарантийный ремонт можете не рассчитывать. Статья 18, пункт 6 закона РФ «О защите прав потребителей» гласит, что «Не подлежат бесплатному устранению дефекты, вызванные неправильным использованием товара». Если не удалось решить проблему с оборудованием, звоните в сервис-центр, телефон которого написан в гарантийном талоне (тел. ЦТО «Элвес» – 979-15-55, 270-39-12). Во многих случаях опытный специалист сможет выяснить суть проблемы с оборудованием и помочь Вам решить ее по телефону.

Если консультации не помогли, вызовите специалиста на дом. Сотрудники сервисной службы отремонтируют оборудование прямо у Вас дома или заберут его для ремонта в сервис-центре.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector