Рожденные в СССР»
Содержание
- 1 Рожденные в СССР»
- 1.1 «Рожденные в СССР»
- 1.2 «Разгром немецких войск под Москвой»
- 1.3 3. Костюм железного человека
- 1.4 «Битва за нашу Советскую Украину»
- 1.5 «Колоссальный всплеск позитивного интереса к нашей стране»
- 1.6 7. «Умный» дом
- 1.7 «Маринино житье»
- 1.8 «Колоссальный всплеск позитивного интереса к нашей стране»
- 1.9 10. Универсальный переводчик
«Рожденные в СССР»
В 1990 году состоялась премьера фильма «Рожденные в СССР. Семилетние». Режиссер Сергей Мирошниченко показал двадцать детей, родившихся в 1983 году в Советском Союзе, и планировал снимать новую серию об их жизни каждые семь лет, пока им не исполнится семьдесят. Уже год спустя СССР прекратил свое существование. В 2020-м на экраны выйдет фильм «Рожденные в СССР. Тридцатипятилетние». Последние несколько лет поклонники не только ждут выход пятой серии цикла, но и собираются в сообщества, которые ищут героев, по разным причинам не снимавшихся в части серий, пытаясь выяснить, как сложилась их судьба.
Фото: Евгений Гурко, Коммерсантъ / купить фото
Фото: Евгений Гурко, Коммерсантъ / купить фото
«Разгром немецких войск под Москвой»
Илья Копалин, Леонид Варламов (1942)
Снять большой фильм о контрнаступлении советских войск под Москвой было идеей Сталина, его личным заказом Госкино. В распоряжении режиссеров поступили 15 операторов, рассредоточенных по многокилометровой линии фронта. Особую трудность представлял мороз: ломалась аппаратура, пальцы не слушались. В кадре появилась не только осажденная Москва, но и Подмосковье, Тула, Ясная Поляна, сожженные деревни. Общее настроение картины — ненависть к врагу и уверенность в победе. Снимали картину с октября по декабрь 1941-го: в феврале 1942-го состоялась премьера. «Разгром» вышел на Западе под названием «Москва наносит ответный удар» и получил первый «Оскар» для СССР.
3. Костюм железного человека
Знаменитый костюм Тони Старка из вселенной Marvel может появиться в спецназе американской армии. Еще в 2014 году сообщалось, что в США разрабатывают проект роботизированного железного костюма для военных. Предполагается, что проект TALOS будет оснащен теми же функциями, что и костюм оригинального железного человека из кино и комиксов. В него будет вшита связь, управление и навигация. Он сможет проводить постоянный мониторинг окружающей обстановки и докладывать информацию как самому солдату, так и управлению свыше.
Обеспечивать защиту военного будет жидкая керамическая бронь, созданная при помощи нанотехнологий. В костюм встроят терморегулирование и отслеживание биомедицинского состояния здоровья. Единственное, что он не сможет делать — летать, как Тони Старк. Идея проекта появилась в 2013 году, но до сих пор не была реализована. В открытых источниках сейчас говорится только про разработки.
«Прекрасное далеко» советских школьников.
Писатель Кир Булычёв создал захватывающую историю школьницы из будущего Алисы Селезневой, космических пиратов, путешествий во времени и такого замечательного устройства для чтения мыслей, как миелофон. Многосерийный фильм на основе книги полон фантастических приключений простого школьника Коли, который случайно попадает в машину времени и становится свидетелем готовящегося преступления космических пиратов.
Культовый советский фильм из пяти серий погружает зрителей в невероятные приключения шестиклассника Коли, который отправляется за кефиром, а оказывается в заброшенном доме. Там школьник с другом Фимой Королевым по чистой случайности находят машину времени, которая переносит Колю в 2084 год. Мальчик тут же с радостью отправляется знакомиться с Москвой будущего. Здесь прогуливаются туристы с Альфа Центавра, автобусы выполняют роль телепортов, а дети передвигаются на летающих автомобилях, которые называются флипами. В конце концов Коля загорается желанием отправиться в поездку на Луну, но регистрация на рейс уже завершилась.
Во второй серии мальчик встречает профессора Селезнева и его дочь Алису. Дело их жизни в опасности! Уникальный прибор — миелофон, умеет читать мысли.
Злоумышленники с другой планеты, которые умеют менять облик, выкрадывают прибор, но Коля успевает перехватить миелофон и бросается наутек.
В итоге школьник оказывается в своем 1984 году, но космические пираты Крыс и Весельчак У тоже проникают в реальность Коли. Сюда же за своим миелофоном прибывает и Алиса, которой известно только имя отважного школьника. Девочке из будущего предстоит найти Колю и спасти миелофон, при этом избежав встречи с беспощадными космическими преступниками.
Причины посмотреть
▪ Один из главных хитов советской подростковой фантастики снял Павел Арсенов. Режиссер также поставил такие фильмы, как «Король-олень» (1969), «С любимыми не расставайтесь» (1979).
▪ В фильме снялись известные советские актеры: Вячеслав Невинный («Старый Новый год»), Михаил Кононов («Большая перемена»).
Интересные факты
▪ В основе фильма — повесть Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд», написанная в 1977 году. Также писатель подарил нам «Тайну третьей планеты».
▪ На роль Алисы было более ста претенденток. А Наташа Гусева пришла на кастинг, чтобы получить автограф Кира Булычева, и когда режиссер увидел ее, то сразу понял, что Алиса наконец нашлась.
▪ На роль Коли сразу же пригласили Алексея Фомкина, который был звездой в «Ералаше».
▪ Павел Арсенов хотел, чтобы дети в кадре выглядели максимально естественно, поэтому гримеры не занимались ребятами.
▪ С 25 по 29 марта 1985 года, когда «Гостью из будущего» впервые показывали по телевидению, практически все советские дети были прикованы к экранам. Пять дней ребята с нетерпением ждали следующую серию и обсуждали события предыдущих.
▪ Наташа Гусева вспоминала, что долго учила английский текст, и ей это давалась с трудом, потому что в школе она не успевала по предмету. Однако на озвучивании сцены в школе за актрису говорит носительница языка.
▪ Флипы в реальном размере были произведены для съемок. Каждая из летающих машин стоила больших денег — 5 000 руб. Столько в то время стоил настоящий автомобиль.
▪ Прототипами для робота Вертера стали андроиды из фантастических кинокартин «Война роботов» и «Звёздная одиссея» режиссера Альфонсо Брешии.
▪ Одним из сложных элементов съемок в кино для детей оказалось озвучивания роли. Ребятам было непросто попадать в слова, которые они говорили с экрана. Однако режиссер настаивал, чтобы дети озвучили самих себя.
▪ После съемок миелофон остался у Павла Арсенова. Сейчас символ картины хранится в семье режиссера.
Осторожно, спойлеры!
▪ По сюжету ребята учатся в школе №20. Многие сцены снимались в стенах этой московской школы во Вспольном переулке.
▪ Изначально режиссер задумывал, чтобы в каждой серии появлялся фокусник, который существовал бы сам по себе и просто вызывал улыбку. Например, в сцене прощания школьников с Алисой утирал бы им слезы.
Смотрите фильм «Гостья из будущего» на других устройствах
«Битва за нашу Советскую Украину»
Александр Довженко (1943)
Жесткий поэтический фильм режиссера наполнен духом его лучших работ «Земля» и «Звенигора»: здесь много боли за родную землю и живущих на ней людей. Довженко сталкивает трофейную нацистскую хронику с советской, в кадре — трупы, пожары, рвущиеся снаряды. Но вместе с тем эта картина — гимн жизни, восстающей из пепла. Важные символы — женщины вспахивают поле, пекут хлеб. Эффект присутствия усилен за счет синхронных съемок с речью — редкость для кино того времени.
«Колоссальный всплеск позитивного интереса к нашей стране»
В 1964 году британская телекомпания Granada Television выпустила первую серию проекта «The Up series». В ней 14 семилетних детей, живущих в разных социально-экономических условиях, рассказывали о себе. Каждые семь лет режиссер Майкл Аптед возвращается к ним, чтобы показать, как изменились его герои, и страна вокруг них. В июне вышел предпоследний выпуск проекта — сейчас героям 63 года.
В 1989 году Майкл Аптед, сейчас известный широкой публике скорее как режиссер девятнадцатой части бондианы «И целого мира мало», к тому времени уже снявший 14, 21 и 28 лет своих британских героев из «The Up series», решил запустить аналогичные советский и американский проекты. Режиссером советского цикла был выбран Сергей Мирошниченко, к началу съемок уже получивший премию «Ника» за фильм «А прошлое кажется сном…». По словам Мирошниченко, среди претендентов были также Александр Роднянский и Виталий Манский. «Это были топовые на тот момент молодые документалисты. Но выбрали меня. Судьба на самом деле»,— рассказывает Мирошниченко. Приступив к работе, он и сам до конца не понимал, как проект отразится на его жизни:
«Сначала было просто интересно сделать проект для прайм-тайм английского телевидения, который бы также смотрели в СССР. Было интересно войти в бешеный график, понять, в состоянии ли я сделать хороший европейский проект».
В 1989 году вместе с помощницей Джеммой Джаб режиссер приступил к поиску детей и съемкам. «Мы сначала наметили географические параметры. Было ясно, что мы возьмем Среднюю Азию, одну республику, возьмем Прибалтику, Кавказ, Россию. У нас сначала была тысяча детей, потом мы уменьшали это число. Потом я помню, что осталось где-то человек сто, это была квартира в Москве, на полу фотографии, и вот мы с Джеммой ползали по полу, она говорит: “Вот этого оставим”, а я говорю: “Нет, вот этого”»,— рассказывал Мирошниченко.
Один из героев, Александр Новиков (в 1990 году — просто Саша из деревни Диево-Городище Ярославской области) — о том, как попал в проект, рассказывает так:
«Пришел большой дядя Сергей Мирошниченко, посмотрел на наш первый класс, выбрал двух самых красивых раздолбаев — меня и моего одноклассника Миху и говорит: “Скажу волшебное слово, и кто громче засмеется, того и возьмем”. А сказал он слово “жопа”, я заржал как конь, и вот результат».
Помимо Саши были отобраны еще девятнадцать детей. На каждого семилетнего героя приходились сотни отснятых часов, из которых сложился полуторачасовой фильм. Дети из Грузинской, Киргизской, Литовской ССР, Москвы и регионов, рассказывали о себе, своем социальном положении, стране, Горбачеве и планах на будущее.
Премьера фильма состоялась в мае 1990 года, и для советского зрителя осталась почти незамеченной. Фильм был показан только один раз в три часа ночи. Мирошниченко связывает это с тем, что он отражал возросший уровень национализма в республиках, а дети не воспринимали идеологию СССР всерьез, о Горбачеве говорили как о человеке с «пятнышком на голове»:
«Тут все время кричат: “Перестройка, перестройка!” А зачем перестройка? Политика, называется. Есть бы дали хоть чего-нибудь, икры хотя бы»,— говорила семилетняя Ася из Ленинграда.
Зато за границей фильм вызвал бурную реакцию. Легендарный британский журналист русской службы BBC, первый диджей в истории радиовещания СССР Сева Новгородцев, который озвучивал британскую версию «Рожденные в СССР. Семилетние», рассказывает, что даже в «Великобритании, перенасыщенной телепродукцией, фильм произвел немалый резонанс». По словам Сергея Мирошниченко, в Granada Television его «ненавидели», потому что каждую неделю на его имя приходили десятки мешков с письмами: «Это был колоссальный всплеск позитивного интереса к нашей стране».
Майкл Аптед хотел снимать проект в Советском Союзе, потому что считал его страной, которая, будет меняться. Однако даже он вряд ли предвидел, что уже спустя два года после начала съемок, страна, о детях которой он хотел сделать фильм, перестанет существовать.
7. «Умный» дом
Образ дома, в который встроено электрическое управление, часто появляется в научной фантастике. Его показывали в фильме «Электрические грезы» 1984 года и в мультсериале «Футурама». Одно из первых упоминаний такого дома можно встретить в рассказе Рэя Брэдбери «Будет ласковый дождь» 1950 года. «Умный» дом писателя перенес ядерную войну и продолжил охранять покой хозяев, которые там больше не живут: отпугивать птиц и закрывать ставни.
В последние годы «умный» дом также вышел из разряда фантастики. В современных квартирах можно встретить голосовые помощники, самоуправляемые пылесосы и умные видеокамеры, которые звонят владельцу на телефон, если обнаруживают подозрительное движение. «Умные» дома становятся популярными, доступными и удобными в управлении. По прогнозам экспертов, в ближайшее десятилетие «умные» дома смогут не только выполнять желания владельцев, но и предсказывать их потребности. Например, холодильники начнут предлагать владельцам здоровые продукты, если те слишком часто будут тянуться к сладкому.
«Прекрасное далеко» советских школьников.
Писатель Кир Булычёв создал захватывающую историю школьницы из будущего Алисы Селезневой, космических пиратов, путешествий во времени и такого замечательного устройства для чтения мыслей, как миелофон. Многосерийный фильм на основе книги полон фантастических приключений простого школьника Коли, который случайно попадает в машину времени и становится свидетелем готовящегося преступления космических пиратов.
Культовый советский фильм из пяти серий погружает зрителей в невероятные приключения шестиклассника Коли, который отправляется за кефиром, а оказывается в заброшенном доме. Там школьник с другом Фимой Королевым по чистой случайности находят машину времени, которая переносит Колю в 2084 год. Мальчик тут же с радостью отправляется знакомиться с Москвой будущего. Здесь прогуливаются туристы с Альфа Центавра, автобусы выполняют роль телепортов, а дети передвигаются на летающих автомобилях, которые называются флипами. В конце концов Коля загорается желанием отправиться в поездку на Луну, но регистрация на рейс уже завершилась.
Во второй серии мальчик встречает профессора Селезнева и его дочь Алису. Дело их жизни в опасности! Уникальный прибор — миелофон, умеет читать мысли.
Злоумышленники с другой планеты, которые умеют менять облик, выкрадывают прибор, но Коля успевает перехватить миелофон и бросается наутек.
В итоге школьник оказывается в своем 1984 году, но космические пираты Крыс и Весельчак У тоже проникают в реальность Коли. Сюда же за своим миелофоном прибывает и Алиса, которой известно только имя отважного школьника. Девочке из будущего предстоит найти Колю и спасти миелофон, при этом избежав встречи с беспощадными космическими преступниками.
Причины посмотреть
▪ Один из главных хитов советской подростковой фантастики снял Павел Арсенов. Режиссер также поставил такие фильмы, как «Король-олень» (1969), «С любимыми не расставайтесь» (1979).
▪ В фильме снялись известные советские актеры: Вячеслав Невинный («Старый Новый год»), Михаил Кононов («Большая перемена»).
Интересные факты
▪ В основе фильма — повесть Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд», написанная в 1977 году. Также писатель подарил нам «Тайну третьей планеты».
▪ На роль Алисы было более ста претенденток. А Наташа Гусева пришла на кастинг, чтобы получить автограф Кира Булычева, и когда режиссер увидел ее, то сразу понял, что Алиса наконец нашлась.
▪ На роль Коли сразу же пригласили Алексея Фомкина, который был звездой в «Ералаше».
▪ Павел Арсенов хотел, чтобы дети в кадре выглядели максимально естественно, поэтому гримеры не занимались ребятами.
▪ С 25 по 29 марта 1985 года, когда «Гостью из будущего» впервые показывали по телевидению, практически все советские дети были прикованы к экранам. Пять дней ребята с нетерпением ждали следующую серию и обсуждали события предыдущих.
▪ Наташа Гусева вспоминала, что долго учила английский текст, и ей это давалась с трудом, потому что в школе она не успевала по предмету. Однако на озвучивании сцены в школе за актрису говорит носительница языка.
▪ Флипы в реальном размере были произведены для съемок. Каждая из летающих машин стоила больших денег — 5 000 руб. Столько в то время стоил настоящий автомобиль.
▪ Прототипами для робота Вертера стали андроиды из фантастических кинокартин «Война роботов» и «Звёздная одиссея» режиссера Альфонсо Брешии.
▪ Одним из сложных элементов съемок в кино для детей оказалось озвучивания роли. Ребятам было непросто попадать в слова, которые они говорили с экрана. Однако режиссер настаивал, чтобы дети озвучили самих себя.
▪ После съемок миелофон остался у Павла Арсенова. Сейчас символ картины хранится в семье режиссера.
Осторожно, спойлеры!
▪ По сюжету ребята учатся в школе №20. Многие сцены снимались в стенах этой московской школы во Вспольном переулке.
▪ Изначально режиссер задумывал, чтобы в каждой серии появлялся фокусник, который существовал бы сам по себе и просто вызывал улыбку. Например, в сцене прощания школьников с Алисой утирал бы им слезы.
Смотрите фильм «Гостья из будущего» на других устройствах
«Маринино житье»
Леонид Квинихидзе (1966)
Картина сделана явно под влиянием «Катюши» Лисаковича, но судьба ее сложилась иначе. Возможно, потому, что настроение у фильма совсем другое. Главная героиня — официантка в популярном молодежном кафе. На фоне танцующих пар она рассказывает о том, как жила во время блокады Ленинграда, мечтала стать актрисой, но война сломала все планы и заставила умерить амбиции. Талант и юность похоронены общей бедой, настоящее — печально, будущее — тоже. Судьба Марины — это цена победы. Важная составляющая картины — операторская работа Петра Мостового, одного из лучших мастеров камеры отечественного документального кино.
Народный артист СССР, режиссер Михаил Ромм
«Колоссальный всплеск позитивного интереса к нашей стране»
В 1964 году британская телекомпания Granada Television выпустила первую серию проекта «The Up series». В ней 14 семилетних детей, живущих в разных социально-экономических условиях, рассказывали о себе. Каждые семь лет режиссер Майкл Аптед возвращается к ним, чтобы показать, как изменились его герои, и страна вокруг них. В июне вышел предпоследний выпуск проекта — сейчас героям 63 года.
В 1989 году Майкл Аптед, сейчас известный широкой публике скорее как режиссер девятнадцатой части бондианы «И целого мира мало», к тому времени уже снявший 14, 21 и 28 лет своих британских героев из «The Up series», решил запустить аналогичные советский и американский проекты. Режиссером советского цикла был выбран Сергей Мирошниченко, к началу съемок уже получивший премию «Ника» за фильм «А прошлое кажется сном…». По словам Мирошниченко, среди претендентов были также Александр Роднянский и Виталий Манский. «Это были топовые на тот момент молодые документалисты. Но выбрали меня. Судьба на самом деле»,— рассказывает Мирошниченко. Приступив к работе, он и сам до конца не понимал, как проект отразится на его жизни:
«Сначала было просто интересно сделать проект для прайм-тайм английского телевидения, который бы также смотрели в СССР. Было интересно войти в бешеный график, понять, в состоянии ли я сделать хороший европейский проект».
В 1989 году вместе с помощницей Джеммой Джаб режиссер приступил к поиску детей и съемкам. «Мы сначала наметили географические параметры. Было ясно, что мы возьмем Среднюю Азию, одну республику, возьмем Прибалтику, Кавказ, Россию. У нас сначала была тысяча детей, потом мы уменьшали это число. Потом я помню, что осталось где-то человек сто, это была квартира в Москве, на полу фотографии, и вот мы с Джеммой ползали по полу, она говорит: “Вот этого оставим”, а я говорю: “Нет, вот этого”»,— рассказывал Мирошниченко.
Один из героев, Александр Новиков (в 1990 году — просто Саша из деревни Диево-Городище Ярославской области) — о том, как попал в проект, рассказывает так:
«Пришел большой дядя Сергей Мирошниченко, посмотрел на наш первый класс, выбрал двух самых красивых раздолбаев — меня и моего одноклассника Миху и говорит: “Скажу волшебное слово, и кто громче засмеется, того и возьмем”. А сказал он слово “жопа”, я заржал как конь, и вот результат».
Помимо Саши были отобраны еще девятнадцать детей. На каждого семилетнего героя приходились сотни отснятых часов, из которых сложился полуторачасовой фильм. Дети из Грузинской, Киргизской, Литовской ССР, Москвы и регионов, рассказывали о себе, своем социальном положении, стране, Горбачеве и планах на будущее.
Премьера фильма состоялась в мае 1990 года, и для советского зрителя осталась почти незамеченной. Фильм был показан только один раз в три часа ночи. Мирошниченко связывает это с тем, что он отражал возросший уровень национализма в республиках, а дети не воспринимали идеологию СССР всерьез, о Горбачеве говорили как о человеке с «пятнышком на голове»:
«Тут все время кричат: “Перестройка, перестройка!” А зачем перестройка? Политика, называется. Есть бы дали хоть чего-нибудь, икры хотя бы»,— говорила семилетняя Ася из Ленинграда.
Зато за границей фильм вызвал бурную реакцию. Легендарный британский журналист русской службы BBC, первый диджей в истории радиовещания СССР Сева Новгородцев, который озвучивал британскую версию «Рожденные в СССР. Семилетние», рассказывает, что даже в «Великобритании, перенасыщенной телепродукцией, фильм произвел немалый резонанс». По словам Сергея Мирошниченко, в Granada Television его «ненавидели», потому что каждую неделю на его имя приходили десятки мешков с письмами: «Это был колоссальный всплеск позитивного интереса к нашей стране».
Майкл Аптед хотел снимать проект в Советском Союзе, потому что считал его страной, которая, будет меняться. Однако даже он вряд ли предвидел, что уже спустя два года после начала съемок, страна, о детях которой он хотел сделать фильм, перестанет существовать.
10. Универсальный переводчик
Еще одна технология, пришедшая из «Звездного пути» — универсальные переводчики. До медиафраншизы и другие фантасты писали о возможности мгновенного перевода текста на любой язык, но «Звездный путь» предсказал технологию, которую сейчас применяют в реальности — машинное обучение. Переводчик из сериала корректно работал только после обучения языку через разнообразные базы данных. Чем больше его использовали, тем лучше он функционировал. По тому же принципу работают современные качественные переводчики.
Машинное обучение помогает совершенствовать автоматические системы перевода. Если раньше текст, пропущенный через переводчик, казался сухим и неестественным, то сейчас, благодаря миллионам пользователей, машины научились переводить материалы живым языком. Чем популярней язык среди пользователей, тем качественнее будет уровень перевода. Технология еще не дошла до совершенства, и перевод сложных, многозначных слов иногда вызывает трудности, но прогресс определенно есть.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.